Опыт работы «Развитие экологической культуры дошкольников в процессе познавательной деятельности на прогулках»

27 Октябрь 2013

0 (1802) Просмотры

Пояснительная записка.

Система наблюдений учитывает возрастные возможности детей, их потребности и интересы в изучении природного мира. В системе наблюдений подобран материал, который может освоить ребенок младшего возраста, в рамках каждого из сезонов года. Материал распределен понедельно. Непосредственное наблюдение детей за изменениями в природе поможет воспитать у детей внимание и интерес к окружающей природе, создать основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней. Система наблюдений составлена в помощь воспитателям детского сада.

I неделя: Наблюдение за погодой.

Цель. дать первоначальные

Представления о сезонных погодных явлениях (осень бывает хмурой, дождливой, холодной ).

II неделя: Наблюдение за камушками.

Цель. научить детей отличать их разнообразную поверхность, величину, цвет.

III неделя:  Наблюдение за небом.

Цель. показать изменение цвета в разные условия. Форма облаков в утренние и вечерние часы.

IV неделя: Наблюдение за дождем.

Цель. обогатить словарь детей (моросит дождь, холодный, затяжной).

Сентябрь . Живая природа

I неделя: Рассматривание листьев.

Цель: упражнять детей в различении осенних листьев по цвету, форме, величине. Познакомить детей с явлением «листопад».

II неделя:  Рассматривание березы.

Цель: познакомить детей с березой, рассмотреть её яркий осенний наряд, учить детей выделять толстый ствол и тонкие ветки.

III неделя: Рассматривание рябины.

Цель. познакомить детей с кустарником, дать понятие что у кустарника нет одного толстого ствола, а много тонких.

IV неделя: Наблюдение за птицами.

Цель. обогатить представление детей о птицах (разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков, клюют клювом, а не носом ).

Октябрь. Неживая природа

I неделя: Наблюдение за погодой.

Цель. уточнить знания детей о сезонных погодных явлениях.

II неделя: Целевая прогулка в лес.

III неделя:  Наблюдение за ветром.

Цель: показать силу ветра (ветер дует, деревья раскачиваются, листья облетают). Использовать султанчики.

IV неделя: Рассматривание одежды детей.

Цель. учить детей видеть связь между одеждой людей и погодными явлениями.

I неделя: Экскурсия по участкам детского сада.

Цель. показать детям что растет на других участках детского сада.

II неделя: Наблюдение за травой.

Цель. показать детям, что трава стала желтой и сухой. Обогащать словарь детей

III неделя: Рассматривание березы и рябины.

Цель. научить детей отличать куст от дерева, показать отличительные признаки.

IV неделя:  Наблюдение за птицами.

Цель. закрепить знания детей о птицах (внешний вид повадки ), познакомить с такими понятиями, как отлет птиц на юг (птицы собираются в стаи и улетают на юг ).

Ноябрь. Неживая природа

I неделя: Наблюдение за лужами.

Цель. дать детям первоначальные знания о том, что вода при низкой температуре превращается в лед.

II неделя: Наблюдение за первым снегом.

Цель. дать детям знания о том, что поздней осенью выпадает первый снег, потому что на улице холодно.

III неделя: Наблюдение за погодой.

Цель. уточнить знания детей о сезонных изменениях (поздней осенью погода холодная, идет снег ).

IV неделя: Наблюдение за почвой.

Цель. дать детям понятие о том, что при низкой температуре земля замерзает, становится твердой, при заморозках появляется иней.

Ноябрь. Живая природа

Цель. обратить внимание детей на то, что в ноябре уже не видно насекомых.

II неделя: Рассматривание деревьев.

Цель. показать детям, что деревья тоже готовятся к зиме, сбрасывают листву, стоят голые.

III неделя: Рассматривание кустарников.

Цель. учить детей видеть разницу между деревом и кустарником.

IV неделя: Наблюдение за птицами.

Цель. дать первоначальные представления о том, что птицы бывают перелетные и зимующие.

I неделя: Целевая прогулка по участкам детского сада.

II неделя: Наблюдение за погодой.

Цель. дать детям представление о сезонных изменениях (что изменилось с приходом зимы ).

III неделя: Наблюдение за ветром.

Цель. закрепить знания детей о ветре (зимой  ветер холодный, колючи й), обогащать словарный запас детей. Использовать султанчики.

IV неделя: Рассматривание одежды детей.

Цель. Закрепить умение детей видеть связь между сезонными изменениями в природе и одеждой людей. Выучить название зимней одежды.

I неделя: Рассматривание деревьев.

Цель. показать детям красоту зимнего дерева (стоит в снегу, искрится ).

II неделя: Рассматривание куста акации.

Цель. сравнить зимнюю акацию и березу.

III неделя: Прогулка к лесу.

Цель. дать детям понятие о лесном сообществе. Рассматривание ели и сосны.

IV неделя: Наблюдение за воробьем.

Цель. рассмотреть внешний вид воробья, познакомиться с его повадками, активизировать словарь детям.

I неделя:  Наблюдение за снегопадом.

II неделя: Наблюдение за небом.

Цель. рассмотреть облака на небе, показать изменение неба в утренние и вечерние часы.

III неделя: Рассматривание следов на снегу.

Цель. научить детей определять по следам чьи это следы (собака, птица).

IV неделя: Наблюдение за поведением птиц у кормушки.

Цель. уточнить знания детей о птицах, их повадках.

I неделя: Рассматривание березы, акации.

Цель. продолжать работу начатую осенью. Закрепить в памяти детей понятие дерево, куст.

II неделя: Рассматривание ели.

Цель. уточнить понятие толстый ствол, указать какие у неё иголки, пушистые лапы.

III неделя: Рассматривание ели.

Цель. показать красоту дерева, которая заключается в его стройности, зеленом наряде.

IV неделя:  Целевая прогулка по участкам детского сада.

Февраль. Неживая природа

I неделя: Рассматривание снежинок.

Цель. показать красоту снежинок, рассмотреть их строение на руке тают.

II неделя: Наблюдение за ярким зимним днем.

Цель. показать красоту яркого зимнего дня. Зимой погода тоже бывает яркая.

III неделя: Наблюдение за солнцем.

Цель. показать детям особенности зимнего солнца (тусклое, светит, но плохо греет).

IV неделя: Какой снег и сколько его на участке.

Цель. уточнить представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мелкий, покрывает весь участок. Активизировать словарь детей.

I неделя: Рассматривание березы.

Цель. воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение, сочувствие к живой березе, желание облегчить её зимнее существование, понимание того, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом.

II неделя: Рассматривание сосны.

Цель. показать детям разницу между лиственными деревьями и хвойными.

III неделя: Сравнение акации и сосны.

Цель. показать разницу между кустом и хвойным деревом.

IV неделя: Наблюдение за снегирем.

Цель. познакомить детей со снегирем. Это перелетная птица. прилетает к нам только зимой. Питается плодами на деревьях, Выклевывает семена, бросает мякоть.

I неделя: Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цель. учить видеть и замечать отличительные признаки весны. Весна зеленого цвета.

II неделя: Наблюдение за сосульками.

Цель. показать детям какие бывают сосульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые, холодные.

III неделя: Наблюдение за капелью.

Цель. дать детям представление о том, что весной солнце греет больше, снег тает, образуется весенняя капель.

IV неделя: Рассматривание одежды.

Цель. закрепить умение детей видеть связь между сезонными изменениями в природе и одеждой людей.

I неделя: Рассматривание деревьев.

Цель. обратить внимание детей на то, что с приходом весны почки на деревьях набухают, закрепить представление о строении дерева.

II неделя: Наблюдение за грачами.

Цель. познакомить с новой птицей – грач, рассмотреть внешний вид, повадки.

III неделя: Рассматривание веток деревьев.

Цель. показать детям, что с приходом весны кора на деревьях трескается, старая кора отшелушивается, появляется новая.

IV неделя: Наблюдение за птицами.

Цель. обратить внимание на изменения  в поведении птиц связанные с сезонными изменениями в природе. Обогащать словарь детей.

I неделя: Наблюдение за погодой.

Цель. учить детей замечать изменения в погоде (солнечная, дождливая, ветреная ).

II неделя: Наблюдение за небом.

Цель. показать изменения в утренние и вечерние часы, уметь замечать изменения (чистое, голубое, тучи на неб е).

III неделя: Наблюдение за ручьями.

Цель. дать представление о том, что снег тает и из него получается вода, ручьи бегут, журчат, можно пускать кораблики.

IV неделя: Наблюдение за облаками.

Цель. познакомить детей с понятием кучевые облака, отметить окраску облаков, форму.

I неделя: Наблюдение  за первоцветами.

Цель. познакомить детей с первоцветами. Воспитывать бережное отношение к природе.

II неделя : Мать-и-мачеха- что это за цветы?

Цель. учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому цветку, обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего на солнечных местах, где земля уже прогрелась.

III неделя: Рассматривание деревьев.

Цель. обратить внимание детей на то, что из почек появляются молодые цветочки, показать красоту весеннего дерева.

IV неделя: Наблюдение за птицами.

Цель. обогащать знания детей о птицах. (2 крыла, 2 лапы, перья,  клюв, зубов нет). Познакомить детей со скворцом.

I неделя: Наблюдение за солнцем.

Цель. обратить внимание, что солнце светит ярко, греет землю, на улице тепло. Солнце круглое, желтое.

II неделя: Наблюдение за погодой.

Цель. дать понятие детям, что с приходом весны в природе происходят изменения, появляются тучи, идет дождь.

III неделя:  Целевая прогулка на огород.

IV неделя: Наблюдение за градом.

Цель. познакомить с весенним явлением «град», объяснить, что град это замерзшая вода.

I неделя: «Кто прилетает и садится на цветы?»

Цель. продолжать развивать у детей наблюдательность- умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов, что на них садятся насекомые.

II неделя: Наблюдение за насекомыми (муравьями ).

Цель. рассказать детям о больших тружениках которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить путь муравья. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

III неделя: Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками.

Цель. закрепить представление детей о дереве, кусте. Обратить внимание, что весной появляются цветы на деревьях и кустарниках. Вызвать эстетичное восприятие объекта.

IV неделя: Наблюдение «Как птица купается».

Цель. показать детям как птица может купаться в луже. Она лапами стоит в луже, приседает, бьет крылом, ей нравится купаться.

Июнь. Неживая природа

I неделя: Наблюдение за погодой.

Цель. учить замечать изменение погоды в разное время суток. Утром-прохладно, днем-жарко. Связывать изменение погоды с одеждой детей.

II неделя: Наблюдение за дождем.

Цель. обратить внимание на то, что дождь в разное время года бывает разный.

III неделя: Наблюдение за небом.

Цель. учить замечать особенности летнего неба (чистое, ясное, голубое ), обогащать словарь детей.

IV неделя: Ознакомление со свойствами воды.

Цель. показать, что вода прозрачная, теплая, летом ласковая. Активизировать словарь детей.

I неделя: Наблюдение за животными

Цель. продолжать работу по ознакомлению с животными, закрепить знание полученные ранее.

II неделя: Рассматривание дерева, кустарника.

Цель :  продолжать обучать детей различать куст и дерево, рассматривать их форму, строение.

III неделя: Рассматривание листьев.

Цель. учить замечать разницу по форме и размеру между листьями.

IV неделя: Наблюдение за цветами на клумбе.

Цель. закрепить название цветов, рассмотреть строение лепестков. Воспитывать бережное отношение к природе.

Июль. Неживая природа

I неделя: Наблюдение за погодой.

Цель. закрепить умение детей замечать изменение погоды связанные с сезонными изменениями. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей.

II неделя: Наблюдение за радугой.

Цель. показать детям яркое сезонное явление, радуга бывает после дождя.

III неделя: Наблюдение за песком.

Цель. уточнить и закрепить знания о том, что сухой песок бывает сыпучий, а из сырого песка хорошо строить фигуры.

IV неделя: Наблюдение за камушками.

Цель. показать детям, что камни бывают разного цвета, размера, утром они холодные, а днем они теплые (нагревает солнце).

I неделя: Наблюдение за бабочкой и мотыльком.

Цель. рассмотреть внешний вид, формировать у детей бережное отношение к насекомым. Обогащать словарь детей.

II неделя: Рассматривание яблони.

Цель. показать, что на дерево кроме листьев после цветов появляются плоды, зимой это будет корм для птиц.

III неделя:  Наблюдение за насекомыми.

Цель. рассмотреть поведение насекомых, послушать, как в траве стрекочет кузнечик, воспитывать бережное отношение к насекомым.

IV неделя: Наблюдение за цветами на клумбе.

Цель. продолжать наблюдение за цветами, показать детям, что остается когда цветок процветает.

Август. Неживая природа

I неделя: Наблюдение за ветром.

Цель. закрепить знания детей о ветре, летом ветер теплый, ласковый. Обогащать словарь детей. Использовать султанчики.

II неделя: Наблюдение за небом.

Цель. рассмотреть тучи на небе, показать детям, что небо не только бывает ясным, но и пасмурным.

III неделя: Целевая прогулка по участкам детского сада.

IV неделя: Наблюдение за погодой.

Цель. показать детям, что в конце лета происходят изменения в природе, приближается осень, погода становится прохладнее.

Август.  Живая природа

I неделя: Целевая прогулка на огород.

II неделя: Наблюдение за насекомыми (стрекоза ).

Цель. познакомить детей с внешним видом стрекозы, чем она отличается от других насекомых.

III неделя:  Рассматривание рябины.

Цель. закрепить знания детей, что это высокий кустарник, в августе на рябине зреют плоды. Обратить внимание на отличии рябины от других кустарников.

IV неделя: Наблюдение за цветником.

Цель. показать детям, что одни цветы расцветают в начале лета, а другие в конце, закрепить название цветов на клумбе.

— «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П.Г. Саморуковой.

— «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста» С.Н. Теплюк.

— «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А.И. Иванова.

— «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста» под редакцией Г.Н. Гординой.

Автор: Мельникова Ирина Алексеевна,

воспитатель МКДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида с

 приоритетным осуществлением деятельности по художественно–

эстетическому развитию детей №11 «Рябинушка»,