Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор:Яковлева Елена Владимировна, учитель-логопед, Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 137» ОАО «Российские железные дороги», г. Пермь.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом, монологом, различными жанрами и стилями, оттачивает чёткость и выразительность своей речи. Всем этим богатством ребёнок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для ребёнка – средством успешного обучения.

Развивая речь детей, нужно придерживаться ряда совершенно ясных, чётко определённых характеристик речи, к которым следует стремиться, и которые служат критериями оценки устных и письменных высказываний детей. Это содержательность, логика, точность, ясность и выразительность речи, богатство и разнообразие языковых средств.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного возраста, так и, в особенности школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционных группах осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности и на специальных коррекционных занятиях.

В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В первом периоде первого года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во втором периоде совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и сериям картин, рассказов – описаний, простых пересказов. В третьем периоде, наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания предусматривается обучение составлению рассказа по теме. Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи.

Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях в образовательной области коммуникация и предметно – практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

При проведении занятий по обучению рассказыванию ставятся следующие задачи:

  • развитие и закрепление навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения;
  • формирование навыков построения связных развёрнутых высказываний в свою очередь включает:
  • усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);
  • формирование навыков планирования развёрнутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;
  • обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа. Цель этой работы – достижение речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развёрнутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятия.

В задачи работы по формированию грамматически правильной фразовой речи на данном этапе входит усвоение детьми наиболее простых форм сочетания слов во фразе – форм согласования существительного и глагола, а также прилагательных с существительными в именительном падеже. Дети учатся различать окончания имён прилагательных женского, мужского, среднего рода; соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных. Для этого используются специальные упражнения, которые одновременно являются подготовительными к составлению описаний предметов.

Таким образом, на первом этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям; усваивают ряд языковых (лексических, синтаксических) средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ-описание, рассказывание по картинам и др.).

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определённой последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие задачи:

  • развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа – описания предмета;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;
  • практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.

С этой целью проводится поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:

- подготовительные упражнения к описанию предметов;

- формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

- описание предметов по основным признакам;

- обучение развёрнутому описанию предметов (с включением различных признаков-микротем);

- закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

При проведении подготовительных упражнений основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формирование установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы. Проводятся упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета. Для упражнений используется материал лексических тем в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР. Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр, пособий (тематическое лото, «Предмет и изображение»), игрушек и муляжей предметов, ИКТ (викторины со специально подобранными слайдами).

Например, при работе с лото детям раздаются карточки с изображением предметов той или иной тематической группы. Логопед даёт развёрнутое описание одного из них и дети должны определить, о каком предмете идёт речь. Дети, у которых на карте лото есть изображение этого предмета, ставят на него фишку, а затем отвечают на вопросы, направленные на выделение его отличительных признаков (цвет, форма, величина, характерные особенности строения и др.). Аналогично проводится работа с пособием «Предмет и изображение», где используются деревянные уменьшенные модели предметов. Ребёнок должен соотнести объёмную модель предмета с его изображением на карте лото. Это способствует развитию внимания и установлению новых смысловых связей, что в свою очередь важно для развития словарного запаса. Используются также упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предмета (с использованием натуральных предметов). Основную форму работы составляет деятельность с использованием компьютера.

При проведении упражнений на составление сравнения предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и других отличительных признаков. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (пирамидки различного цвета, но одинаковой формы и величины); затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты и т.д.). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.). Указанные упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

Во втором и третьем периодах обучения у детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предваряющему плану, затем с опорой только на данный образец).

Для составления описаний по вопросам используются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками (мяч, арбуз, морковь и т.п.). После серии таких занятий дети переходят к более развёрнутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме с использованием ИКТ.

Эффективным при обучении детей с ОНР является приём параллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом глаз, волос, одежды и т.д.).

Начиная с третьего периода первого года обучения, начинается формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания. С ними проводится коллективное составление плана, определяются главные содержательные элементы рассказа. По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета, в обучение вводятся новые виды работы описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

Приём описания по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. Рисунки выполняются цветными карандашами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Включение предметно-практических действий в процесс обучения детей описательной речи способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов и повышает интерес детей к самим занятиям.

Описание предметов по памятипроводится на воспитательских занятиях, на основе впечатлений, полученных детьми при посещении зоопарка, цирка и т.д.

Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнению, воспроизведению данного логопедом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказов-описаний с применением мультимедийных презентаций, викторин, развивающих компьютерных программ.

В процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании. Игровые занятия с использованием ИКТ позволяют использовать разные словесные игры и упражнения (подбор слов определений к данному предмету, упражнения на подбор образных сравнений, синонимов, антонимов и др.).

В конце третьего периода обучения рекомендуется начинать подготовительную работу по обучению детей сравнительному описанию двух предметов (на основе пройденных лексических тем) с использованием игрушек, муляжей предметов, слайдов с тематическими предметными картинами среднего и крупного формата.

Основная работа по формированию навыков сравнительного описания осуществляется на втором году обучения с использованием ИКТ.

Коррекционная работа по развитию у детей грамматически правильной речи на занятиях по описанию предметов включает систематические упражнения на правильное употребление словоформ; усвоение практических навыков словоизменения; упражнения на правильное построение предложений, активизацию и обогащение словаря; формирование навыков контроля за построением высказывания.

Упражнения в правильном употреблении словоформ проводятся в процессе разбора содержания загадок-описаний и при составлении детьми описания предмета по специально подобранным вопросам. Для ответа на вопрос ребёнку необходимо употребить слово в определённой грамматической форме или выбрать нужную предложно-падежную конструкцию.

На каждом занятии рассматривается ряд предметов, что обеспечивает возможность многократного упражнения детей в употреблении однотипных словоформ.

На занятиях дети упражняются в построении предложений из 3-5 и более слов. У них закрепляются практические навыки развёрнутого ответа на вопросы логопеда, а затем фраз высказываний о предмете с опорой только на его непосредственное восприятие. Выбор отрабатываемых структур предложений определяется рядом факторов: необходимостью обучения детей развёрнутому описанию предмета, требованием доступности речевого материала с переходом от одной структуры к другой путём её усложнения.

Пример синтаксических структур отрабатываемых на занятиях:

  • Объект – качество объекта (огурец зелёный, яблоко круглое);
  • Объект – вид качества (цвет, форма и др.) – определение качества (арбуз круглый);
  • Вид качества – наименование субъекта – определение качества (шерсть у кошки мягкая, пушистая);
  • Субъект – действие выполняемое субъектом – объект действия (корова ест зелёную траву, собака сторожит дом) и др.

В содержание работы входит и усвоение детьми простых форм сочетания слов в предложениях, прежде всего форм согласования прилагательных с существительными. Дети учатся различать окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода, соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных.

Предусматривается также усвоение детьми некоторых форм согласования существительных и количественных числительных.

На всех занятиях важное место отводится развитию лексической стороны речи. Расширение активного словаря детей осуществляется за счёт слов:

а) обозначающих предметы и их части;

б) обозначающих качества, свойства предметов, пространственные характеристики предметов, материал, из которых они сделаны, отличительные признаки;

в) действия, выполняемые с предметами;

г) действия, производимые животными.

В задачи овладения детьми некоторыми приёмами словообразования входит: усвоение относительных и притяжательных прилагательных; проведение упражнений на закрепление в речи ряда существительных с уменьшительно-ласкательным значением, на образование уменьшительно – ласкательных форм качественных прилагательных.

Применение облегчающих и активизирующих приёмов обучения при условии направленной помощи логопеда, неоднократного повторения тренировочных упражнений, широкого использования ИКТ и игровых форм занятий, способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, успешному усвоению детьми с ОНР навыков описания.

Литература:

  • Бородич А.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1984.
  • Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Дошкольное воспитание, N6, 1990.
  • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М. Просвещение, 1985.
  • Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М. 1990.
  • Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям / Дошкольное воспитание, N12, 1986.
  • Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М. Просвещение, 1982.