Формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР

Ребенок, находясь в д/с, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, а также усваивает этические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутриличностные социальные позиции, отношения в д/с и в семье.

Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способствует преодолению не только речевых нарушений, но и успешному процессу социализации личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностной, познавательной, поведенческой, эмоциональной, этико-нравственной.

Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности. В результате активного взаимодействия со взрослым у нормально развивающего ребенка появляется начальный репертуар коммуникативного поведения, развивается "коммуникативно-познавательный комплекс", обеспечивающий постепенное становление вербального и невербального компонентов коммуникации. У дошкольников с общим недоразвитием речи несформированность средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает все систему в целом. Недостаточность коммуникативной активности и возможностей затрудняет взаимодействие детей с общим недоразвитием речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность.

Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется.

У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:

недостаточная инициативность в общении, предпочтение пассивных ролей, неумение улаживать конфликты, не владение адекватными (речевыми способами выражения своего внутреннего состояния).

Одним из направлений нашей коррекционно-логопедической работыявляется, «Формирования социально -коммуникативнойкомпетентности у дошкольников с ОНР через занятия».

Так, как развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий способствует: подбор приемов и методов логопедического воздействия с учетом особенностей коммуникации этой категории детей; создание ситуаций, повышающих мотивацию к речевому общению.

На первом этапе мы провели ряд занятий для того, чтобы дети как можно скорей прошли адаптационный период: «Помещение детского сада», «Детский сад - моя вторая семья», «Моя семья», «Мои любимые игрушки».

На втором этапе проводились занятия с целью: успешного установления дружеских отношений детей с друг с другом: «Давайте жить дружно», «Мы группа», «Детский сад моя вторая семья», «Город – сказка», «Мои друзья».

На третьем этапе мы стремились научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации: «Радость, грусть», «Здравствуйте, я рада вас видеть», «Добрые и злые», «Сказки на изнанку», «Доброе утро», игра – драматизация по сказке «Колобок» т.д. На этих занятиях дети учатся проявлять свои чувства, говорить о них, изменять свое настроение и понимать его.

Ведущей привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте, является игра. Поэтому мы использовали игры, способствующие саморегуляции, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, напряжение, «Озорные щечки», «Птички», «Бубенчики», «Лимон»;

-дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему) «Ветер и листья», «Свеча», «Понюхай цветочек», «Боксеры», «Мы хорошие»;

-мимическая гимнастика направлена на снятие общего напряжения, играет важную роль в формировании выразительной речи детей) «Веселая мимическая гимнастика» Нищева Н. В. ;

-чтение детских потешек с чередование движений, темпа и громкости речи способствует развитию произвольности) .

В работе с детьми использовали разнообразные формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; импровизация; рассказы детей; сочинение историй.

На каждом занятии: создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит; обеспечивается главное условие общения -адресованность речи: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику) ; стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка; осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составлял личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей; широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Таким образом, детям с общим недоразвитием речи необходима комплексная работа по формированию полноценной социально - коммуникативной компетенции, котораявключала бы в себя не только традиционные, но новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса.