Денисова Н. А. Использование технологии развития критического мышления для форми-рования мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников на занятиях математикой

Преемственность между дошкольным и школьным образованием – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, который выражается в постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Большое значение в этой работе придаётся развитию у дошкольников логического мышления и предпосылок учебной деятельности.

На протяжении десяти лет педагогический коллектив МОУ прогимназии № 2 работает над решением вопроса преемственности. В своей деятельности мы определили направления, определяющие целостность, последовательность и системность нашей работы:

– методологическое единство, обеспечивающееся применением единого подхода – личностно – ориентированного, направленного на раскрытие личностных качеств ребёнка в свободной деятельности. Каждому воспитаннику и обучающемуся даётся возможность выразить себя через решение учебных и жизненных задач, вступить в активное сотрудничество и взаимодействие друг с другом, осознавать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность других;

– единство целей, представляющее собой наличие и реализацию сквозной единой цели – формирование функционально грамотной личности, способной реализовать себя в жизни, используя все приобретённые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности;

– содержательное единство, обеспечивающееся разработкой содержательных предметных линий развития, проходящих через дошкольные и начальные школьные ступени обучения;

– процессуальное единство достигается за счёт внедрения современных инновационных технологий воспитания и обучения, обеспечивающих творческое усвоение знаний посредством диалога с воспитателем, учителем и детским коллективом;

– единство оценивания достижений строится на позитивных эмоциях и предполагает как внешнюю оценку, так и самооценку, что создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от уровня развития познавательных интересов, мотивов и потребностей, познавательной активности ребёнка, от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы.

Необходимость осуществления преемственности в обучении дошкольников и младших школьников хорошо прослеживается на занятиях и уроках математики.

Если говорить о конкретном содержании математической работы, то и в детском саду, и в школе в него включаются разделы, связанные:

– со сравнением предметов и групп предметов;

– усвоением последовательности чисел от 0 до 20;

– знаниями о составе числа;

– умением решать простые арифметические задачи;

– пространственными и временными представлениями.

В процессе работы по развитию элементарных математических представлений у детей развиваются все психические и мыслительные функции. Следовательно, при грамотно организованном процессе развития математических представлений в детском саду осуществляется преемственность между детским садом и школой в развитии познавательных процессов и функций. Происходит успешное формирование навыков учебной деятельности: развивается способность детей анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, изменять и перестраивать в зависимости от получаемого результата.

Главной задачей учителя и воспитателя является правильный выбор педагогических технологий, методов и форм обучения для развития познавательной активности. И на уроке, и на занятии ребёнок должен рассуждать, делать для себя открытия и выводы, высказывать своё мнение, решать задачи проблемного характера. Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь идёт речь о мышлении. Перед педагогом всегда должны стоять вопросы: как повысить мотивацию к обучению у современного ребёнка? Как вовлечь их в образовательный процесс? Как научить учиться?

Наблюдая за дошкольниками подготовительной группы прогимназии и работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности обучающихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольника и младшего школьника, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Применение данной технологии позволяет сделать уроки и занятия увлекательными, эмоциональными и содержательными.

Используя ТРКМ, можно активизировать мыслительную деятельность ребят, развить умения ставить вопросы, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-след-ственные связи и делать выводы, способность к поиску, анализу, к творческой деятельности.

Особенностью использования данной технологии при обучении математике, является то, что обучающийся может сам отслеживать направления своего развития, сам определяет конечный результат. Технология развития критического мышления предполагает использование на занятии и уроке трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Попадая в проблемную ситуацию на первой стадии, ребёнок может сам разобраться в трудностях и поставить перед собой вопрос: Что я знаю? Что не знаю? Почему? На стадии осмысления ребёнок под руководством учителя и воспитателя, а также и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам перед собой поставил. На этом этапе важно дать ребёнку прочувствовать свою значимость в совместной деятельности, дать возможность размышлять и увидеть результат своего труда. На стадии рефлексии происходит обобщение того, что узнал по данной проблеме.

На каждом этапе занятия используются приёмы работы, позволяющие включить ребят в совместную деятельность. На фазе вызова это рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала (составление кластеров и таблиц), игра «Веришь ли ты, что…», «Верные и неверные утверждения», «Перепутанные логические цепочки». Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствует использование приёмов: «Дерево предсказаний», «Мозговой штурм». Использование таких приёмов позволяет не только активизировать мыслительную деятельность, но и формирует нестандартное мышление. Данная методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Дети могут высказать и выслушать любое мнение и самостоятельно или с помощью педагога обоснованно выбрать правильный ответ.

При обучении необходимо придавать большое значение этапу рефлексии. Нельзя забывать: перед нами самые любознательные и маленькие ученики. Для них очень важно не только логическое умозаключение, но и эмоциональное переживание.

И вот здесь мы составим «Синквейн»:

ОБУЧЕНИЕ –

увлекательное, познавательное

добывать, узнавать, восхищаться

как много неизвестного вокруг нас!

Узнавайте, открывайте!

При работе с дошкольниками и младшими школьниками важно давать знания не в готовом виде, а добывать их совместно. Работа на занятиях и уроках математики, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

Мы учимся вместе с детьми, учимся у детей, и, возможно порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму!»