«Формирование нравственных качеств у младших дошкольников в разных видах игр»

Игра – непременный спутник жизни детей. Разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие, строительные, игры – драматизации, музыкальные – все они представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Игра формирует у детей добрые чувства к товарищам, правильное взаимоотношение.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети могли выразить свои интересы, потребности не только в индивидуальной, но и в совместной деятельности, в согласовании замыслов. Воспитатель так организует жизнь детей в своей группе, чтобы сюжетно-ролевые, строительные игры, игры с песком и водой занимали большое место: в них создаются благоприятные условия для объединения детей в небольшие группы, которые постепенно становятся более устойчивыми.

У трехлетних детей уже имеются любимые игры и игрушки. От воспитателя зависит то, чтобы он постарался помочь найти ребенку привлекательную игрушку, сумел бы занять себя игрой.

Дети II младшей группы любят играть с песком и водой, но ксожалению мы не в полно мере используем эту возможность. Родители пренебрежительно относятся к этой игре детей: боятся что они испачкаются, простудятся.

В холодное время года мы чаще с детьми играем в игровой комнате в ролевые, дидактические игры.

Содержание ролевых игр разнообразно: дети изображают быт в семье, жизнь детского сада, увиденное на улице, а иногда и сюжеты сказок.

Чтобы использовать игры в целях нравственного воспитания, воспитателям и родителям необходимо усложнять содержание игры: обогащать представление детей, давать новые игрушки.

На выбор воспитателей ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Строители», «Зоопарк» и т.д. Дети активно участвуют в играх, если воспитатель играет вместе с ними. Он не только учит, уже владеющих некоторыми навыками детей, но и расширяет и углубляет их умение и навыки. Родители тоже должны брать на себя главную роль – продавец или парикмахер и т.д.

Дети не только приобретают игровые навыки и умения, но и учатся вежливости, культуре общения. Дети терпеливо, не толкаясь, ждут своей очереди, вежливо благодарят за покупку, прощаются и т.д. Проводя такие игры, воспитатели заметили, что интерес ребенка усиливается, если взрослые непосредственно учувствуют в ней. Играя вместе с детьми взрослый учит сосредотачиваться и более интересно, содержательно действовать со знакомыми игрушками, дает советы по ходу игры. От взрослых во многом зависит развитие товарищеских чувств, добрых отношений умений считаться с другими, проявлять находчивость и инициативу.

Чаще дети младшего дошкольного возраста играют по 2-3 человека. Задача воспитателя объединить детей на основе увлечения чьим-то замыслом, действием. Включить в игру такого ребенка, чтобы он мог оживить игру, или наоборот, принять в игру застенчивых и неразговорчивых детей.

В каждой игре активные дети стараются верховодить «тихонями». Вот почему взрослым нельзя оставлять без внимания и тех и других: шутками, смехом развивать и поддерживать жизнерадостность и эмоциональность «вялых» детей, а чрезмерно «живых», активных – сдерживать, но делать это чутко и тактично, чтобы не обидеть их, не подавить их инициативу.

Воспитатель или родитель играя с детьми, влияет непосредственно на их нравственное развитие; он всегда искренне разделяет с ними их радости, успехи, создает хорошее настроение, вызывает жизнерадостность. А когда ребенок в хорошем настроение, он легче воспринимает различные требования взрослых и охотно их выполняет.

Для всестороннего нравственного развития широко нужно использовать игры – драматизации. Они приучать действовать детей сообща, самостоятельно, в соответствии с определенной темой, разыгрывать свою роль в нужной последовательности. Игра – драматизация дает возможность проявлять себя.

Большое значение для нравственного развития детей имеют игры с правилами: подвижные, дидактические, музыкальные. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определят, что надо, что нельзя говорить, делать. Воспитатель учит подчиняться, пользоваться этими правилами. Это позволяет формировать поведение каждого ребенка и всей группы детей. Играют дети с игрушками на площадке или в группе всегда нужно оценивать их поведение в игре. Такие оценки поведения детей в игре показывают им, как следует поступать друг к другу, что нравится товарищем, а что нет, представить к чему они должны стремиться в совместной деятельности.