Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.

Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина и др. система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.

В то же время в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что образовательный процесс должен происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми; должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; должен предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и др.

Все это подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы поиска адекватного содержания, способов и средств математического развития дошкольников.

Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок и других литературных произведений, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Целью педагогической деятельности является создание условий для развития математических способностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

1. Выработать у детей интерес к самому процессу познавательной деятельности;

2. Способствовать самостоятельному нахождению способов решения познавательных задач; стремлению к достижению познавательной цели;

3. Учить устанавливать временные отношения, порядковому и количественному счёту, определять пространственное расположение предметов;

4. Воспитывать у детей любознательность, инициативность.

Обнаруженное противоречие явилось фактором разработки структуры познавательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников посредством использования в непосредственно образовательной деятельности художественной литературы.

Внедрение технологии в образовательный процесс осуществлялось поэтапно:

1 этап - диагностирование детей.

2 этап - разработка и внедрение технологии.

3 этап - рефлексия эффективности внедренной технологии.

Система работы по развитию математических способностей у дошкольников с включением в непосредственно образовательную деятельность художественной литературы предполагает 2 направления:

1. работа с детьми;

2. работа с родителями.

Работа с детьми.

В группе были созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений посредством художественной литературы. Работа в создании предметно- развивающей среды была начата с организации центра занимательной математики. Этот центр пополнился материалами отражающими интеграцию с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей .

Формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• игровая деятельность;

• математические праздники и досуги.

Основной формой работы с детьми является тематическая непосредственно образовательная деятельность. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике.

В системе работы используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания.

Для достижения ожидаемого результата придерживались определенной структуры непосредственно образовательной деятельности, например:

- Логическая разминка

- Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала

- Физминутка, пальчиковая гимнастика

- Закрепление нового материала

- Развивающая игра, рисование, шнуровка

В работе подбирались такие приемы, которые стимулируют интерес к математике:

1. Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.

2. Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей илисказочным сюжетом в начале деятельности.

3. Физкультминутки, которые подходили под тематику. Если деятельностьбыла подвижной, то физкультминутку не проводили или же подбиралиболее спокойные задания, например гимнастику для глаз, артикуляционногоаппарата и др.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Традиционные:

• дидактические игры,

• логические игры,

• решение математических задач

Инновационные:

• моделирование,

• математические сказки.

В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.). «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их прирешении различных жизненных проблем, своим конкретным содержаниемспособствуют формированию более глубоких и ясных представлений очислах и смысле производимых над ними действий.

Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке? ».

Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

Сказка проникает и в другие виды математической деятельности детей. Например, используется и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов, К В Н. Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей.

Не меньшую роль в развитии элементарных математических представлений играют потешки, считалки, небылицы, загадки и другие формы устного народного творчества, которые развлекают детей и поддерживают эмоциональный настрой. Ненавязчиво они учат ребенка считать, сравнивать и обобщать.

Использование сказочных сюжетов на занятиях, в досугах и играх по формированию математических представлений в условиях педагогического исследования способствовало повышению настроения детей, эмоционального ритма, поисковой деятельности.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

Чтобы родителей сделать действительно равно ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса, были поставлены цели –

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для реализации целей использовались активные методы и формы работы:

-родительские собрания;

- индивидуальные и общие консультации;

- беседы с детьми и родителями;

-занятия с участием родителей;

-семинары- практикумы;

-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

-организация совместных праздников и досугов;

-оформление фото- монтажей;

-совместное создание предметно – развивающей среды.

Родительские собрания проводились в нетрадиционной форме. Начинаются собрания с приветствия благодарности за детей, которых доверили воспитывать. Используются психологические игры, например, «будем дружить», которые объединяют всех взрослых. Такие игры снимают психологическое напряжение и помогают родителям совместно обсуждать ситуацию или какой – либо вопрос в течении собрания. К собранию готовится выставка детских работ или фото- стенд, где используются фотографии семейных альбомов, жизни группы.

Таким образом, исследование показало, что математический материал на основе сказочных сюжетов, включенный в содержание плана работы в рамках целостного, систематического процесса, является эффективным средством математического развития детей дошкольного возраста

Библиографический список

1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии. 2002. - №2. С. 76-81

2. Гальперин П. Я. Георгиев Л. С. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей. \"Доклады АПН РСФСР. 1961. - N 1.

3. Данилова В. В. Рихтерман Т. Д. Михайлова З. А. и др. Обучение математике в детском саду. - М. Академ А, 1997.

4. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. В. В. Данилова. - М. Педагогика, 1987.

5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М. 1987.

6. Формирование элементарных математических представлений удошкольников / Под ред. А. А. Столяра. - М. Просвещение, 1988.

7. Шаталова Е. В. Развитие количественных представлений у детейдошкольного возраста посредством использования малых фольклорныхжанров//Дошкольное воспитание и образование. 2007. - №9. С12-17.

8. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М. Издательский центр Академия, 2004.