Занятие по формированию связной речи для дошкольников 5-6 лет

Тема: «Это я. Я взрослею». Составление рассказа по индивидуальным фотографиям. (6 лет)

Цель: Закрепление представлений о себе. Развитие монологической речи – умение составлять рассказ по плану. Формирование временной (возрастной) ориентации. Формирование первоначальных навыков социальной адаптации дошкольников, умение понимать эмоциональное состояние человека.

Закрепление в речи уменьшительно-ласкательных имен людей, упражнять в образовании полных женских и мужских имен.

Ход занятия.

1. Артикуляционная гимнастика:

1) «Бегемот». «Слон» — «Лягушка» — чередовать.

2) «Обезьяна».

3) «Сушки».

2. Дыхательная гимнастика: дыхательно-голосовые упражнения — длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А,У,Ы,И; Э,О,Ы,И.

Упражнение «Какой гласный звук слышится в имени твоём?»

3. Назвать свое имя ласково( по фотографии) и встать на ноги, логопед называет полное имя и ребенок садится.

4. Беседа по фотографиям: Кто изображен на фотографии?

Назови свое полное имя и фамилию.

Как тебя ласково называют мама или бабушка?

Какие у тебя глаза?

Какие у тебя волосы?

Какая ты на фотографии, веселая или грустная? Почему?

Кем ты будешь, когда вырастешь, мужчиной или женщиной?

5. Составление описательного рассказа по фотографии по плану:

• Чья это фотография?

• Назвать полное имя и фамилию.

• Сколько тебе лет на фотографии?

• Какие глаза?

• Какие волосы?

• Какой (ая) на фотографии ( веселая, грустная)? Почему?

• Кем ты будешь, когда вырастешь, мужчиной или женщиной?

• Как тебя будут звать ,когда повзрослеешь? (Полное имя и отчество).

6. Выполнение упражнений по тетрадкам. Стр. 9 по тетради «Готовимся к письму» — срисовать фигуры по точкам.

7. Дидактическая игра « Назови 10 хороших человеческих качеств и подбери картинки»:

Добрый, трудолюбивый, вежливый, умный, смелый, заботливый, внимательный, строгий, ласковый, весёлый, честный…

Дети 5-и лет.

Тема: «Это я. Я взрослею. Составление рассказа по индивидуальным фотографиям».

1. Артикуляционная гимнастика:

1) «Бегемот». «Слон» — «Лягушка» — чередовать.

2) «Обезьяна».

3) «Сушки».

2. Дыхательная гимнастика: дыхательно-голосовые упражнения — длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А,У,Ы,И; Э,О,Ы,И.

3. Упражнение «Какой гласный звук слышится в имени твоём?»

5. Составление описательного рассказа по фотографии по плану:

• Чья это фотография?

• Назвать полное имя и фамилию.

• Сколько тебе лет на фотографии?

• Какие глаза?

• Какие волосы?

• Какой(ая) на фотографии ( веселая, грустная)? Почему?

• Кем ты будешь, когда вырастешь, мужчиной или женщиной?

• Как тебя будут звать ,когда повзрослеешь? (Полное имя и отчество).

6. Выполнение упражнений по тетрадкам. Стр. 9 по тетради «Готовимся к письму» — срисовать фигуры по точкам.

7. Дидактическая игра « Назови 10 хороших человеческих качеств и подбери картинки».

Домашнее задание.

1. Тетрадь «Готовимся к письму» — стр.4,5. Обвести фигуры, раскрашивать рисунки не выходя за линии. Придумать по одному предложению по этим рисункам.

Тема. Дидактические игры по теме «Я взрослею».

Цель: Формирование связной речи – диалогической речи – самостоятельные полные грамматически правильные ответы на репродуктивные и поисковые вопросы.

Учить понимать эмоциональное состояние человека, обогащать словарь словами. обозначающие эмоции, словами-антонимами. Развивать внимание, память, мышление .

Ход занятия.

1 Артикуляционная гимнастика:

1) «Бегемот».

2) «Слон» — «Лягушка» — чередовать.

3) «Сушки». – после каждого упражнения произносить гл. звуки: А; У-И; О;

2. Дыхательная гимнастика: «Заморозим подбородок» — втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку. выполнять молча и на одном выдохе.

3.Упражнение «Назови первый звук» — Алечка, Ульянушка, Олежег,Ирочка. Как я назвала имена детей? Ласково.

4. Упражнение «Назови свое имя ласково». Каждый называет свое имя уменьшительно-ласкательно. Логопед называет полное имя.

5. Задание 1. «Улыбнись».

1) Посмотреть на картинки. На одной из них нарисовано лицо веселого человека. Покажи такую картинку.

2) А теперь найди изображения грустного лица, злого, удивленного. Расскажи об этом.

1) На первой картине нарисован веселый, радостный мальчик.

2) На 2-й картине …

3) На 3-й картинке…

4) На 4-й картинке…

6. Задание 2. «Наоборот».

Послушай рассказ, добавь пропущенные слова.

- В одном городе жили два человека. И были они совсем друг на друга не похожи. Один был высокого роста, другой – наоборот, низкого;

Один был умный, другой — ….

Один был добрый, другой -…;

Один был смелый, другой — …;

Один трудолюбивый, другой — …;

Одного звали Хороший, другого — …;

Однажды они встретились и подружились. И Плохому очень захотелось стать похожим на …. Тогда он решил измениться. Он был глупым, а стал …; был злым, а стал…;

Был трусливым, а стал …; был ленивым, а стал …. Вот только вырасти ему не удалось.

7. Рассматривание портрета девочки.

• Кто изображен на фотографии? Чья это фотография? (Девочки).

8. Выполнение упражнений по тетради «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления». Стр.4 .

9. Задание на внимание. «Кто лишний в каждом ряду?» Объясни, почему.

Дети 5-и лет.

Дидактические игры по теме «Я взрослею».

1 Артикуляционная гимнастика:

1) «Бегемот».

2) «Слон» — «Лягушка» — чередовать.

3) «Сушки». – после каждого упражнения произносить гл. звуки: А; У-И; О;

2. Дыхательная гимнастика:

«Заморозим подбородок» — втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку. выполнять молча и на одном выдохе

Посмотреть на картинки.

1) На первой картине нарисован веселый, радостный мальчик.

2) На 2-й картине …

3) На 3-й картинке…

4) На 4-й картинке …

6. Задание 2. «Наоборот».

Послушай рассказ, добавь пропущенные слова. (Антонимы).

7. Рассматривание портрета девочки.

• Кто изображен на фотографии? Чья это фотография? (Девочки).

• Какие у девочки глаза? Какие у неё волосы? Во что одета девочка? Какая она на фотографии, веселая или грустная? Почему?

Формирование связной речи – диалогической речи – самостоятельные полные грамматически правильные ответы на репродуктивные и поисковые вопросы. Учить понимать эмоциональное состояние человека.

8. Выполнение упражнений по тетради.

9. Задание на внимание. «Кто лишний в каждом ряду?»

Домашнее задание.

1 Тетрадь «Упражнение на развитие внимания, памяти, мышления».

Стр.5,6 — 1 задание: Найти закономерность расположения фигур в 9-и клеточках и дорисовать не достающие.

2 зад. Назови лишний предмет, раскрась предметы, которые подходят друг другу.

3 зад. Продолжить ряд фигур в такой же последовательности.

4 зад. Перерисовать в точности. передавая изображение фигуры.

Внимание!

Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Существуют две основные разновидности связной речи – диалогическая и монологическая, каждая из которых имеет свои особенности.