Система методической работы с педагогами ДОУ по реализации познавательно-речевой деятельности детей

Тема методической разработки: «Система методической работы с педагогами ДОУ по реализации познавательно – речевой деятельности детей»

Концепция содержания непрерывного образования определяет познавательно – речевую компетентность ребёнка как развитие его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, решение проблемных ситуаций.

Анализ сложившейся практики показывает, что процесс и результативность познавательно – речевого взаимодействия педагогов с детьми не соответствует параметрам выпускника детского сада.

Поэтому необходимо совершенствовать педагогические методы, формы и приёмы направленные на развитие природной детской любознательности; на поощрение детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, а также на стимулирование познавательной активности педагогов.

Нормативно - правовое обеспечение способствует решению общих концептуальных направлений развития системы дошкольного образования.

-Основная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой

-Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №37» в которой определен весь воспитательно-образовательный процесс.

Учитывая то, что наш детский сад, имеет приоритетное направление познавательно - речевого развития детей мы применяем такие парциальные программы, как:

Одним из направлений методической работы является качественная организация воспитательно-образовательного процесса в направлении познавательно – речевого развития детей, повышение профессиональной компетентности, активизации творческого потенциала педагогов через расширение методических структур в ДОУ. Таким образом, для достижения положительных результатов в данном направлении мной была определена система методической работы:

Для изучения качества работы по направлению познавательно – речевого развития с педагогами были проведены беседы, наблюдения, анкетирование, анализ воспитательно – образовательного процесса.

-Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития познавательных способностей и связной речи у детей.

-Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизировать позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

-детей (мониторинг, совершенствование предметно-развивающей среды, организация мероприятий, направленных на познаватнльно - речевое развитие ребенка)

-педагогов (Мониторинг, внедрение инновационных форм и методов организации работы в данном направлении, контроль за процессом реализации поставленных задач).

Для совершенствования работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей был проведен педагогический совет в форме деловой игры на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Этот педагогический совет был направлен на решение следующих задач:

-Вызвать у педагогов осознанин необходимости расширять свои знания в области развития познавательных способностей и связной речи у детей;

-Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (игра)

Учитывая приоритетное направление нашего детского сада мы задумались над тем, как обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. Для педагогов ДОУ был проведен семинар на тему «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия». Целью нашей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Сегодня мы хотим наиболее подробно остановится на таком методе развития познавательно-речевых способностей, как обучение детей на материале вариативности игр по ТРИЗу – круги Луллия. На наш взгляд Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и обучения детей по всем разделам программы. Новизна проекта в том, что применяемые педагогами методы и приемы учат детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Это нетрадиционный подход к решению сложной социально-педагогической проблемы. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе с детьми состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы и подойти к использованию материала нетрадиционно.

Успех в работе по познавательно - речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей. Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого был проведен педагогический совет в форме устного журнала на тему: «Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в процессе познавательно- речевого развития».

Первая страница. Создание обстановки эмоционального комфорта. Педагогам, для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю и темпу будет работа, предлагается веселая разминка «Поиск сокровищ».

По итогам проделанной работы был проведен мониторинг развития интегративных качеств детей и мониторинг педагогов. Результаты мониторинга говорят о том, что система методической работы направленной на повышение педагогической и профессиональной компетенции педагогов ДОУ в познавательно – речевом развитии детей дает положительные результаты. Повысилась заинтересованность и активность воспитателей, мотивация к профессиональной деятельности.

Расширился кругозор педагогов, повысилась компетентность педагогического коллектива в области теоретических и практических знаний по разным вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Появилось умение действовать совместно, согласовывать свои действия с коллегами в обстановке творческого взаимодействия и сотрудничества.

•Внедрение инновационных форм работы с детьми «Синквейн в ДОУ», арт-терапии в познавательно-речевом развитии дошкольников.

•Создание мозаичных макетов – карт как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста

Минкевич Л. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов // Дошкольное воспитание. –1993. – № 4.

Татаржинская Е. О нетрадиционных методах проведения педагогических советов в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1995.