Интеллектуальное развитие дошкольников в игровой деятельности

Интеллектуальное развитие дошкольников в игровой деятельности.     

Понятие “развитие интеллекта” включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, воображения, речи, расширение общего кругозора.

Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. В игре формируются в ней представления детей о мире взрослых и умственные способности. Исследованиями психологов подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заменителей.

Существует множество видов игр: творческие (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные, режиссерские), и игры с правилами (дидактические, подвижные, музыкальные, театральные, игры-развлечения, игры-забавы). Каждая из них играет определенную роль в развитии интеллекта ребенка.

Мы рассмотрим дидактические словесные игры, в которые родители могут поиграть с ребенком в любое время, например, ожидая своей очереди к врачу, по пути в детский сад, в поездке. Эти игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые из них.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМРебенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.

Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВОПрочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является “лишним”. Примеры:Старый, дряхлый, маленький, ветхий;Храбрый, злой, смелый, отважный;Яблоко, слива, огурец, груша;Молоко, творог, сметана, хлеб;Час, минута, лето, секунда;Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;Платье, свитер, шапка, рубашка;Мыло, метла, зубная паста, шампунь;Береза, дуб, сосна, земляника;Книга, телевизор, радио, магнитофон.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. – назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. – назови слова, относящиеся к спорту. – назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

ГОВОРИ НАОБОРОТПредложите ребенку игру “Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой – маленький.” Можно использовать

следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?” После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?”

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮВзрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

КТО КЕМ БУДЕТ?Ведущий называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.