Похожие темы

Текст

научной работы на тему "МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА". Научная статья по специальности "Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук"

гог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка.

Анализ научных исследований. В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, В.С. Липицкого, И.С. Матрусова, А.П. Мамонтовой, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинско-го и др. которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.

Цель статьи. Рассмотреть некоторые особенности экологического воспитания младших школьников в педагогической системе В.А. Сухомлинского.

Изложение основного материала. Экологическое воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского - это получение положительных чувств от окружающего мира, которые в дальнейшем будут иметь большое значение для духовного роста ребенка. Сухомлинский выстроил тонкую педагогическую систему, ориентированную на природоохранное обучение и воспитание. Общественное воспитание, по мнению педагога, не должно отделять ребенка от окружающего мира. [1, с. 13]

В.А. Сухомлинский всегда подчеркивал, что надо обучать учащихся понимать природу, заботиться о сохранении и приумножении ее богатств. Важнейшие условия воспитания бережного отношения к природе - это познание и изучение родного края, развитие у учащихся положительных эмоциональных проявлений по отношению к окружающим объектам, активная практическая деятельность. Познания и изучения природы края следует начинать с наблюдений в природе. Выдающийся педагог сформировал ряд советов по организации наблюдений для повышения их эффективности: наблюдение должны вызывать чувство

радости, сопровождаться короткими, эмоционально насыщенными рассказами о данном объекте, необходимо обратить внимание на красоту окружающего мира. [3, с. 30-35]

Именно методам непосредственного ознакомления детей с природой В.А. Сухомлинский придавал первостепенное значение. Придавая исключительное значение исследовательскому характеру учебной деятельности, Сухомлинский считал, что, думая, изучая и сопоставляя, дети открывают истину или же видят, что для ее открытия необходимы новые наблюдения, экспериментирования. Важно, чтобы активное восприятие мира началось еще в молодом возрасте, а в раннюю юность человек вступил уже со сложившимися устойчивыми убеждениями.

Научно-педагогическое и практическое наследие Сухомлинского, его идеи относительно общения и взаимодействия школьников с природой актуальны для современных учебных заведений. Многогранность творческого наследия выдающегося педагога глубоко изучается во многих странах мира и обогащает современную педагогическую мысль. [2, с. 56-59]

Выводы. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского в наше время имеет большое и неоценимое значение. Эффективно используя в своей работе общение с природой, В.А. Сухомлинский укреплял, развивал память своих воспитанников, обогащал ее понятиями, истинами, обобщениями, повседневным общением с природой. Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского является очень целесообразным сегодня, поскольку оно помогает интеллектуальному, духовному и физическому развитию ребенка, помогает воспитывать духовное богатство, учит чувствовать, воспринимать, анализировать, сравнивать.

Список литературы

1. Бех І.Д. Моральна самосвідомість особистості як предмет педагогічних зусиль В.О.Сухомлинського [Текст] // Рідна школа, 2005. - № 12. - С. 13-15.

2. Гладюк ТВ. Ідеї формування екологічної культури молодших школярів у педагогічній спадщині В. Сухомлинського // Наукові записи ТДПУ ім. В. Гнатюка: Педагогіка. - Тернопіль.2002. - Вип. 5 -С. 56-59.

3. Литвиненко С.А. Актуалізація педагогічних ідей Василя Сухомлинського в організації виховного простору сучасної початкової школи [Текст] // Наукові записки ТДПУ ім. В. Гнатюка. Сер. Педагогіка. - Тернопіль, 2004. - Вип.5. - С.30-35.

Секция «Образовательные технологии в дошкольной педагогике и дошкольное воспитание», научный руководитель - Галчева К.Б. д-р пед. наук, доцент

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ дОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОдХОдА

Власенко Н.В. Шаталова Е.В.

Белгородский государственный национальный исследовательский, Белгород, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), педагогическая работа в программах нового поколения («Детство», «Успех», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) строится на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творче-

ство», «Музыка». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность. Дети более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно, по мнению О.В. Дыбиной, Н.Н. Поддъякова, Р.М. Чумичевой и др.

Интеграция (от лат integratio - соединение, восстановление) представляет объединение каких-либо элементов (частей) в целое и процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей [5]; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, по-

126

■ MATERIALS OF CONFERENCE ■

вышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого [2].

Анализ научной литературы и исследования различных авторов (Л.М. Баженова, А.М. Вербе-нец, Н.А. Ветлугина, О.В. Дыбина, Т.И. Комарова, М.В. Лазарева, В.И. Логинова и др.) позволяют нам рассматривать интеграцию на этапе дошкольного образования как процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование. Выделяют два способа интеграции: объединение («соединение») и координирование («приведение в соответствие»).

В научной литературе выделяют следующие видов интеграции: межпредметная интеграция (междисциплинарная); внутрипредметная интеграция (внутридисциплинарная); интеграция дидактических принципов; взаимодействие методов и приемов воспитания и организации непосредственной образовательной деятельности детей (методическая интеграция); интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой); внедрение интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру и др. В частности, О.В. Дыбина выделяет двухуровневую интеграция: интеграция основных направлений развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетиче-

ское) и интеграция образовательных областей.

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области [3].

По мнению многих ученых и практиков, интеграция как инновационное явление в педагогической практике ДОУ вызывает сложность при внедрении в практику в силу слабой теоретической и методической обоснованности.

Остановимся на математическом развитии дошкольника на основе интегрированного подхода, посредством которого осуществляется реализация принципа интеграции в любом компоненте образовательного процесса.

Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций [6, 7]. А.В. Белошистая под математическим развитием ребенка предлагает понимать целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности [1]. С точки

зрения Е.И. Щербаковой, - это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций» [7, 5]. В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.

Освоение предматематических представлений осуществляется в разнообразных видах деятельности. Сначала это происходит в предметной, позже - в продуктивной (игре, рисовании, лепке, конструировании) деятельности. Представления и умения применяются детьми для решения разного вида задач и проблемных ситуаций, наблюдается перенос освоенного в новые условия. Например, познакомить детей с новыми математическими представлениями и понятиями поможет использование художественного слова (пословиц, поговорок, загадок, сказки, рассказы, стихи), в которых представлено некоторое математическое содержание в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме. Дошкольникам предлагаются сказки и рассказы, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Ш. Перро «Мальчик с пальчик», Г. Остер «38 попугаев», Э.Успенский «Бизнес Крокодила Гены» и др.), а также произведения, в названии которых присутствуют числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка» и др.).

Математическое развитие дошкольников интегрируется с такими направлениями как социальное развитие, экономическое, речевое, физическое, художественно-эстетическое (междисциплинарная интеграция), а также может осуществляться и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике (внутридис-циплинарная интеграция). Так, авторский коллектив программы «Детство», выделяет следующие ее направления: логико-математическое и экономическое развитие дошкольников, логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений дошкольниками, логико-математическое и речевое развитие дошкольников, логико-математическое и физическое развитие дошкольников, логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников, логико-математическое и социально-личностное развитие дошкольников. Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.

Освоение задач математического развития дошкольников осуществляется как в организованной педагогом деятельности - развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, так и свободной самостоятельной деятельности в условиях развивающей предметно-пространственной среды, в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экспериментирования.

Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности.

■ ADVANCES Ш СШ^ЕЖ ^ТЦЯАЪ SCIENCES №10, 2013 ■

Список литературы

1. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования (математика): Ав-тореф. дис. д-ра пед. наук. - М. 2003.

2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.

3. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. - М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.

4. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова,

А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. - СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.

5. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/ wiki/.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / РЛ. Березина, З.А. Михайлова, РЛ. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. - М. Просвещение, 1988. - 303 с.

7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М. Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.

Секция «Опыт исследовательской работы студентов технических вузов по дисциплине «Физическая культура»», научный руководитель - Войткевич И.Н.

оздоровительный БЕГ:

УТРОМ ИЛИ ВЕЧЕРОМ?

Тадыева С.Ю.

ФГБОУВПО «Юргинский технологический институт Национального исследовательского томского политехнического университета», Юрга, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бег - один из способов передвижения человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей. Для бега характерен, в целом, тот же цикл движений, что и при ходьбе, те же действующие силы и функциональные группы мышц. Отличием бега от ходьбы является отсутствие при беге фазы двойной опоры.

Бегом занимались наши предки во все времена, поскольку после утренних или вечерних пробежек люди ощущали особый прилив жизненной энергии. Сегодня можно увидеть много людей увлекающихся джоггингом - бегом трусцой. В парках, на стадионах, вокруг собственного дома приверженцев «легкого» бега становится все больше и больше. Одни занимаются этим привычным для них делом исключительно для поддержания тела в тонусе, другие - для того, чтобы избавиться от лишнего веса.

Целью данного исследования является изучение влияния бега на организм человека, в частности, утренний бег и вечерний бег.

В начале исследований были поставлены следующие основные задачи:

- убедиться, что бег полезен для нашего организма;

- составить основные правила пробежки;

- сравнить утренний бег с вечерним.

В ходе исследований ученые выявили: бег ведет к перестройке костей, что ведет к снижению травм у человека в обычной жизни. Он заставляет работать все основные группы мышц тела и возмещает недостающие энергозатраты, что ведет похуданию и красивой фигуре. Также укрепляет систему кровообращения, что является отличной профилактикой заболеваний сердца. Бег также меняет кислородный и биохимический состав крови, что ведет к отсутствию кислородного голодания и снижению риска возникновения рака. Стимулирует обмен веществ, стимулирует выделение специальных веществ, которые поднимают настроение и улучшают работу нервной системы. Бег положительно влияет и нормализует работу пищеварительной системы, снимает головные боли, избавляет от бессонницы, стойко снижает артериальное давление, замедляет процессы старения в организме, избавляет от частых простудных заболеваний, повышает выносливость и работоспособность.

Исходя из вышеуказанного, бег должен стать обычным делом для всех людей. Но прежде чем начать занятия оздоровительным бегом, необходимо купить минимальную экипировку: кроссовки, футболка, шорты. Важное значение имеет правильно подобранная обувь. Они должны быть не имиджевые модели, а беговые. Хорошая толстая подошва, хорошо пружинящая в районе пятки. Футболку и шорты можно взять обычные, но лучше если из термоматериалов, отводящих пот. Они обязательно должны на вас хорошо сидеть. Следующим шагом является выбор маршрута. Бегать лучше по парку, аллее или лесным тропинкам. Совершать пробежки вдоль дорог не рекомендуется - придется дышать выхлопными газами.

Бег использует, так называемый, непрерывный метод тренировки. То есть бег в равномерном темпе в течение 30-60 минут или 20-40 километров 2 раза в неделю и 90-120 минут 1 раз в неделю. Такая тренировка считается оптимальной для оздоровления организма. Превышение этих цифр нецелесообразно для оздоровительной тренировки, и более того, оно может отрицательным образом сказаться на здоровье.

Однако начинающие заниматься бегом, чтобы избежать чрезмерных нагрузок на нетренированный организм, должны начать с меньшего времени и использовать переменный метод, то есть, чередовать бег и ходьбу. Дыхание во время аэробного бега произвольное.

Ниже приведены несколько советов для начинающих:

• не есть в течение двух часов до занятий, но и натощак тоже не бегать;

• новичкам рекомендуется бегать тем видом, который начинается с пятки;

• не бегать каждый день. Хотя бы один - два раза в неделю давать мышцам отдых;

• после десяти дней тренировок пару раз бегать и по возвышенностям;

• в холодную погоду и после травмы использовать голеностопные и коленные фиксаторы.

В последнюю очередь остается решить когда лучше бегать: утром или вечером? Разногласий по этому поводу множество. В обоих случаях надо напрягаться, но у каждого есть свои особенности. Рассмотрим их отдельно.

Утренний бег.

При занятиях бегом утром приходится вставать гораздо раньше.

Утро спланировать легче, главное получать от этого удовольствие.