Балгабаева Г.С. Нуркенова Г.К.

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетов,

г. Караганда, Казахстан

Формирование социальной активности дошкольников

Социальная активность как сложное образование личности, включает осознание ею значимости деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяют особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Социальная активность-понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе. Социальная активность связана превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию между потребностями и условиями бытия субъекта.

Особенностью социальной активности является то, что она проявляется в деятельности. Однако активность-это не просто деятелность, это единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности. «Активность-ценностный способ моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общение и поведение».

Своеобразие формирования социальной активности дошкольников заключается в том, что целевая направленность ее активности в значительной степени обусловлена характером основной для дошкольника деятельности и той позицией, которую он в ней занимает.

Показательно, что практически все психологи, изучающие процесс развития деятельности ребенка, на основе которой развивается психика, формируется личность, выделяют «отношение к миру вещей» и «отношение к миру людей», как существование единого, неделимого процесса деятельности.

В жизни современного ребенка-дошкольника ведущей является игровая деятельность. Общение, игра и социально признаваемая деятельность-реальные формы проявления, деятельности по усвоению норм взаимоотношений.

Еще важное место в развитии человека как личности занимает деятельность, по усвоению норм человеческих взаимоотношений.

В младенчестве ребенок, побуждаемый вначале к отношениям взрослым, затем активно проявляет потребность в отношениях с ним. При этом и взрослый, и ребенок оперируют различными предметами-объектами, но целью деятельности и ребенка, и взрослого здесь является не объект, а субъект и определяющее значение имеют субъект-субъектные отношения. Однако в процессе их развертывания объект все более актуализируется для ребенка, что и приводит к выдвижению в центр психического развития на следующем этапе детства-преддошкольном возрасте-деятельности манипулирования предметами-объектами.

Развитие активности ребенка в субъект-объектных отношениях обусловливает появление потребности утвердить свое «Я», и на первый план вновь выдвигаются отношения субъект-объектные, имеющие главенствующее значение в дошкольном возрасте.

Осознавая свое «Я», дошкольник стремится проявить свою активность, подражая взрослому, воссоздавая в игровой деятельности социальную суть человеческой деятельности – ее задачи и нормы отношений между людми. На основе моделирования в наиболее развернутой форме игровой деятельности-ролевой игре-отношений между взрослыми у дошкольника формируется стремление к социальной значимой и социально оцениваемой деятельности, развивается социальная активность.

У ребенка активность облекается в социальной формы разные виды деятельности: игру, труд, учение. Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой невозможно реальное действие; труд на удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоутверждении, учение на удовлетворение потребности в познании и т.д.

Активность является стимулом к деятельности. Но если деятельность не организуется, если не обеспечивается ее развитие, то активность все равно «ищет выход» и может принимать нежелательные формы (баловство, агрессивность и другие).

Без взрослого человека ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, многое зависит. Если малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они трудолюбивы и веселы,-его социальной опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. Если ребенок живет в обстановке нервозностим, недобро желательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает. Конечно, отсюда не следует, что только с этим опытом ребенок проживет жизнь, но вероятность стать асоциальным в таких условиях выше. Также, к сожалению, нельзя гарантировать полностью благополучный результат воспитания в благополучной семье. Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству невидимых воздействий.

Первая функция –взрослый-носитель ценностей-может реализоваться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.

С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значимо для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая ососбенность детства как подражание и потребность приобщиться к миру взрозлых людей. Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка –наблюдение, а для взрослого-организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого-иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому таку велика ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может наблюдать.

Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка-взрослый является организатором процесса передачи социального опыта.

Целенаправленно реализует функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем вы ше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии.

1. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика. -М. 2006.

2. К.А.Абульханова-Славская «Типология активности личности в социальной психологии».-М. 1975.

3. В.С.Мухина «Психология дошкольника».- М. 1975.

4. И.Ю.Кулагина «Возрастная психология».-М. 1996.

5. М.В.Сагайдак «Материалы международной научной конференции молодых ученых, студентов и школьноков».-П.,2008.