/ Теории и технологии ФВ ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

Методические рекомендации к изучению дисциплины

Б3.В.13

050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль: «Дошкольное образование. Музыка»

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 09 сентября 2013г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Автор-составитель. Алябьева Н.В. доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук

Цель курса – формирование профессиональных навыков бакалавра в области физического воспитания, расширение профессионального мировоззрения о роли и месте физического воспитания в педагогическом образовании.

Рабочая программа является частью профессиональной подготовки бакалавров дошкольного профиля и представляет собой изложение содержания курса «Теория и технология физического воспитания и развития ребёнка».

Курс «Теории и технология физического воспитания и развития ребенка» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки бакалавров педагогического образования (профиль 050100.62 – Дошкольное образование).

Место дисциплины к структуре ООП ВПО.

Дисциплина относится к дисциплинам профессионального цикла для подготовки бакалавров по указанным направлениям и профилям. Предполагается логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с другими частями ООП: «Педагогика», «Психология». Освоение дисциплины предшествует учебной практике на старших курсах бакалавриата.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).

В результате освоения дисциплины «Теория и технология физического воспитания и развития ребенка» студенты должны знать :

- теории и технологии обучения и воспитания ребёнка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе на разные возрастные периоды.

Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них следующих профессиональных умений в области физической культуры:

- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

Владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы т.д.);

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Тема 1. Теория и методика физического воспитания

в системе высшего педагогического образования.

Характеристика теории физического воспитания как научной и учебной дисциплины. Место курса в государственных образовательных стандартах в решении важной проблемы - формирования у студентов целостного представления и готовности к профессиональной деятельности.

Теория физического воспитания как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат теории физического воспитания: физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическое образование и самовоспитание, физическая рекреация и реабилитация. Определение понятия “физическая культура». Различия этого понятия в ”бытовой” и профессиональной трактовке.

Основные аспекты в понимании физической культуры (как род деятельности, как совокупность предметных ценностей и как персонифицированный результат деятельности). Междисциплинарные понятия, используемые в теории и методике физического воспитания: «развитие», «формирование», «личность», «культура», «социализация».

Место теории физического воспитания в системе человекознания. Связь с философией, социологией, психологией, медициной, педагогикой.

Методология и методы педагогического исследования в теории и методике физического воспитания. Значение научных исследований в области общественных и естественных наук, передовой педагогической практики для развития теории физического воспитания.

Роль Российской академии наук и Российской академии образования в организации научных исследований. Значение научно-методической подготовки в формировании современного специалиста. Организация научной и методической подготовки студентов.

Методология научного познания и определение научных проблем. Характеристика логики развертывания исследования: выявление проблемной ситуации, этапы научно-исследовательской работы, сбор и анализ информации по теме исследования; формулирование рабочей гипотезы; разработка методики исследования; обработка и анализ полученных результатов. Внедрение результатов научной работы в практику работы образовательных учреждений.

Тема 2. Становление и развитие системы физического воспитания

в России и за рубежом.

Физическое воспитание как приобщение к физической культуре в системе других культур. Историческая закономерность развития систем физического воспитания. Становление системы физического воспитания в России; в Западной Европе.

Понятие о системе физического воспитания как об упорядочивающих началах практики физического воспитания. Структура системы физического воспитания, ее составные части: цель, задачи; основы; принципы.

Отечественная система физического воспитания как исторически прогрессивное явление: особенности ее становления и перспективы совершенствования. Воплощение в ней принципов содействия всестороннему гармоническому развитию индивида, связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой общества, оздоровительной направленности. Общее представление о научно-прикладных, программно-нормативных основах, государственных и общественных формах организации системы физического воспитания.

Характеристика специфических функций физической культуры: функций физического образования, оптимизации физического состояния и развития индивида, обеспечение физической подготовленности. Общекультурные функции и функциональные связи физической культуры с другими сторонами культуры и социальной практики.

Значение физической культуры как средства трудового, нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания, фактора социализации личности и социальной интеграции. Функциональные связи (отношения) физической культуры с системой охраны здоровья народа, познавательной деятельностью, воспроизводством трудовых ресурсов общества, искусством и с другими сторонами социальной реальности.

Определяющие черты физической культуры в системах образования, производительного труда, здравоохранения, сферах повседневного быта, отдыха и развлечения. Физическое воспитание в семье. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Единый стандарт в образовательных программах. Преемственность в задачах, содержании, формах, организациях работы, в нормативных требованиях к физической подготовленности с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Альтернативные и региональные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Подготовка кадров. Материально-техническая база для развития физической культуры детей дошкольного возраста в Российской Федерации.

Тема 3. Теория физического воспитания.

Вклад отечественных, зарубежных ученых и практиков в разработку теории физического воспитания и создание научно-методических основ системы физического воспитания детей (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, Е. А. Аркин, Л. И. Чулицкая и др.).

Закономерности физического воспитания ребенка в разных возрастных периодах. Управление физическим развитием ребенка. Физическое воспитание детей - основа их всестороннего развития, формирования здорового образа жизни. Воспитание интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Учет психофизиологических особенностей и закономерностей потенциальных возможностей детей каждого возрастного периода. Ребенок как объект научного исследования и субъект педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания.

Введение апробированных данных в программы, учебники, учебные пособия и в практику детских садов в целях совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Современные научные исследования физического воспитания (Е. Н. Вавилова, Э. С. Вильчковский, Л. Д Глазырина, Ю. Ф. Змановский, Л. В. Карманова, З. И. Нестерова, Н. А. Ноткина, Т. И. Осокина, Н. В. Полтавцева, Л. Н. Пустынникова, М. А. Рунова, Е. А. Сагайдачная, Э.Я. Степаненкова, Н. Т. Терехова, Е. А. Тимофеева и др.).

Тема 4. Задачи и средства физического воспитания дошкольников.

Обусловленность задач физического воспитания детей психофизиологическими и возрастными особенностями. Сущность цели и задач, реализуемых в сфере физической культуры. Объективная обусловленность цели и задач общественными и личностными потребностями в оптимизации физического состояния и развития. Зависимость задач от объективных и субъективных возможностей в конкретных социальных условиях.

Оздоровительные задачи. охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций и систем организма, закаливание, воспитание правильной осанки, повышение работоспособности организма, формирование основ ЗОЖ.

Образовательные задачи. формирование двигательных навыков и развитие физических качеств; овладение знаниями о физической культуре и здорового образа жизни; развитие двигательных способностей (координации, функции равновесия и т.д.) у детей разных возрастных групп.

Активизация мышления и развитие осознанности двигательных действий. Формирование пространственных и временных ориентировок; уточнение представлений об окружающем мире; расширение словаря, связанного с выполнением движений; развитие внимания, воображения, памяти.

Воспитательные задачи. воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, интереса к физической культуре; формирование творческой активности, развитие навыков самоорганизации. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств личности.

Воспитание эстетического отношения к выполнению физических упражнений (правильная и красивая осанка, координированные и ритмичные движения в сопровождении музыки; эстетика внешнего вида, физкультурных пособий, окружающей обстановки).

Формирование эмоциональной сферы ребенка. Воспитание гигиенических и трудовых навыков, привычек самообслуживания, помощи воспитателю при проведении физических упражнений.

Комплексный подход к реализации оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.

Средства физического воспитания. Двигательная деятельность как необходимый компонент существования человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной активности в жизни человека.

Двигательная активность человека как мотивированная систематическая деятельность индивидуума по достижению физических кондиций, необходимых для поддержания оптимального уровня жизнеобеспечения.

Характеристика средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Особенности избирательного, комплексного их использования.

Понятия “двигательная деятельность”, “двигательное действие”, “движение“, “физическое упражнение”. Физические упражнения как средство физического воспитания.

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений. Форма физических упражнений как способ его выполнения, характеризующийся пространственной, временной и динамической упорядоченностью параметров. Диалектика соотношения содержания и формы физического упражнения.

Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Понятие о технике физических упражнений. Основы техники. Основное звено техники. Детали техники; индивидуализация техники; фазы техники.

Характеристика движений. Пространственная характеристика: исходное положение, положение тела и его частей, траектория движения (форма, направление, амплитуда). Временная характеристика - длительность и темп движения. Ритмическая характеристика - ритм. Пространственно-временная характеристика - скорость движений, ускорение. Динамическая характеристика - внутренние и внешние силы. Циклические и ациклические движения. Фазы ациклических движений - подготовительная, основная, заключительная.

Соответствие упражнений задачам физического воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья детей. Разнообразие в подборе физических упражнений; оптимальная целесообразность их сочетаний. Преимущественное использование упражнений динамического характера, обеспечивающих повышение функционального состояния организма и разностороннее физическое развитие.

Классификация физических упражнений .

Теоретический и практический смысл классификации физических упражнений. Примеры наиболее распространенных классификаций:

- по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания: гимнастика, спорт, туризм, игры;

- по направленности на развитие физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и др.;

- по структурному признаку: циклического, ациклического, смешанного типа и др.

Использование “искусственной” управляющей среды (тренажерных устройств, специального оборудования) для повышения эффективности физических упражнений.

Естественные силы природы как средства физического воспитания: значение, виды, принципы использования.

Гигиенические факторы (соблюдение требований личной и общест-венной гигиены), санитарно-гигиенические требования к месту проведения физических упражнений, их значение.

Литература

Алабин В.Г. Скрипко А.Д. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте: Справочник.- МН. Высшая школа. 1979.- 174 с.

Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2005.

Алямовская В.Г. Физическая культура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М. Чистые пруды, 2005.

Глузман Л.С. Баранов В.М. Домашние тренажёры.- М. Знание, 1985.- 64 с.

Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления: дошкольный возраст. Программно-методическое пособие. – М. Линка - Пресс, 2000.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М. Мозаика-синтез. - 2002.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М. 2001.

Федотов М. Энциклопедия физической подготовки к школе. – М. Олма - Пресс.- СПб, 2003.

Дополнительная литература:

1. Аслаханов С.М. Педагогические требования к использованию народных средств физического воспитания на уроках физической культуры //Теория и практика физической культуры.-1993.- № 5-6.- С. 36-37.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность.- М. 1993.- 180с.

Денискин Д.Н. Тренажёры в доме.- М. ФИС, 1986.- 32 с.

4. Кожухова Н.Н. Рыжова Л.А. Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях /Под ред. С.А.Козловой.- М, 2002.

5. Теория и методика физического воспитания. В 2 томах /Под ред. Т. Ю. Круцевич. - Киев, 2003.

6. Тренажёры в спорте /Юшкевич Т.П. Васюк В.Е. Буланов В. А.- М. ФиС, 1989.- 320 с.

Тема 5. Основы обучения и развития детей.

Единство обучения, воспитания и развития. Формирование рациональных приемов познавательной деятельности как главная задача обучения.

Принципы системы физического воспитания: содействия гармоническому развитию личности, неразрывной связи культурно-воспитательной деятельности с практикой, оздоровительной направленности. Принципы, регламентирующие деятельность педагога по физической культуре: фасцинации, синкретичности, творческой направленности.

Реализация принципов обучения в физическом воспитании. Принцип сознательности и активности. осмысление сущности двигательной активности и развития устойчивого интереса к ней; значение инициативности, самостоятельности и творческого отношения в процессе физического воспитания; учет возрастных особенностей и уровня физической подготовленности детей при реализации данного принципа; связь активности с сознательностью. П. Ф. Лесгафт о принципе сознательности.

Принцип наглядности. комплексный подход в использовании разнообразных форм наглядности; изменение удельного веса различных форм наглядности в этапах обучения; значение обратной связи.

Принцип систематичности. непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное прогрессирование нагрузок; использование эффекта сверхвосстановления функциональных систем для развития двигательных качеств.

Принцип последовательности и его связь с проблемой доступности; методические правила: от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному, от легкого - к трудному; взаимосвязь правил.

Принцип постепенности. реализация принципа путем расширения объема и увеличения интенсивности нагрузок; постепенность повышения требований к специальным знаниям на основе межпредметных связей, определения меры доступного. Понятие об условном пороге градиента раздражения. Формы повышения нагрузки, взаимное влияние интенсивности и объема нагрузки. Реализация принципа путем усложнения и расширения объема двигательных и тактических умений. Значение принципапрочности приобретаемых навыков, умений и специальных знаний.

Принцип индивидуализации. факторы, обусловливающие необходимость индивидуализированного обучения; индивидуализация при групповом обучении; учет возрастных и индивидуальных особенностей при обучении; индивидуализация как необходимое условие для развития одаренности личности. Понятие о физической готовности детей к обучению в школе; её определение и пути коррекции.

Содержание обучения в процессе физического воспитания. Воспитывающий и развивающий характер обучения.

Тема 6. Двигательные умения, навыки и физические качества.

Понятие о двигательном умении и навыке, характерные признаки; значение, сущность. Стабилизация и пластичность навыка.

Роль сознания и эмоций в процессе обучения двигательным действиям. Учет индивидуальных типологических особенностей нервной системы. Влияние постановки задач, мотивов деятельности, психологической установки, создание условий, обеспечивающих накопление двигательного опыта дошкольников и творческого его использования. Создание функциональной системы как основы управления двигательным действием. Роль обратной связи в процессе усвоения двигательных умений.

Закономерности формирования двигательных навыков: фазовость, волнообразность, положительный и отрицательный перенос. Влияние музыки на развитие и совершенствование двигательных навыков.

Предпосылки процесса обучения: подготовленность педагога, готовность детей к усвоению конкретного учебного материала и практическому конструированию действия; наличие ряда содействующих условий (ТСО, учебные пособия, физкультурный инвентарь и оборудование и т.п.).

Этапы процесса обучения двигательным действиям. Взаимосвязь формирования двигательного навыка и этапов обучения. Первый этап - создание представления: задачи, средства, методы. Первоначальное практическое освоение модели действия и облегчения его выполнения. Контроль и самоконтроль на этапе начального разучивания. Правила устранения ошибок. Нормирование нагрузок и отдыха в условиях начального становления двигательного умения.

Второй этап – углубленного разучивания: задачи, средства, методы, их особенности. Пути совершенствования ориентировочной основы действия. Усвоение ритма целостного двигательного действия как центральная проблема его углубленного разучивания. Соотношение методов, способствующих стабилизации и динамичности двигательных умений. Особенности контроля и самоконтроля на этапе углубленного разучивания. Ошибки, причины их возникновения, меры предупреждения и приемы исправления, освоение двигательного действия на уровне умения.

Третий этап - закрепление и совершенствование: задачи, средства, методы. Освоение двигательного действия на уровне навыка. Умение применять комплекс двигательных действий в вариативных условиях на основе достаточного уровня физических качеств и специальных знаний. Освоение двигательных действий. «Принцип направленного сопряжения» воздействия на отшлифовку техники и развитие физических качеств как одно из центральных положений методики данного этапа. Пути обеспечения необходимой надежности (помехоустойчивости) сформированного двигательного навыка применительно к условиям его практического использования. Контроль и самоконтроль на этапе совершенствования действия.

Формирование специальных знаний в процессе обучения в физическом воспитании. Содержание знаний (сведения о физическом воспитании в целом, о закономерностях движения человеческого тела, о правилах разучивания двигательных действий и способах их выполнения, о влиянии занятий физическими упражнениями на организм человека и др.). Источники знаний - жизненный опыт человека, наглядное и словесное восприятие действий педагога. Методика обучения специальным знаниям в разных возрастных группах. Индивидуальный и дифференцированный подход.

Теоретико-практические основы развития физических качеств .

Определения понятия физических (двигательных) качеств, их физиологическое обоснование. Влияние физических качеств на соматическое и психическое здоровье ребенка. Средства и методы развития физических качеств. Ведущее оздоровительное значение циклических упражнений. Развитие физических качеств с учетом особенностей возрастных возможностей детей. Регулирование нагрузки и отдыха как основа развития физических качеств. Приемы обеспечения нагрузки. Диагностика выявления уровня развития физических качеств у детей. Единство обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Физическая нагрузка как специфическое средство развития двигательных качеств, виды и компоненты нагрузок.

Сила: определение понятия, формы проявления. Методика развития силы: задачи, средства, методы. Возрастные периоды развития качества силы. Контрольные упражнения для определения уровня развития силы.

Быстрота. определение понятия, формы и разновидности проявления быстроты. Методика развития быстроты: задачи, средства, методы. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня быстроты.

Выносливость. определение понятия, формы проявления, виды и возрастные периоды развития выносливости. Методика развития выносливости: задачи, средства, методы. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня выносливости.

Гибкость (подвижность в суставах ): определение понятия, формы проявления гибкости и факторы, влияющие на ее проявление. Методика развития гибкости: задачи, средства, методы. Возрастные особенности развития гибкости. Тесты для определения уровня развития гибкости.

Ловкость (координационные способности): определение понятия, формы проявления ловкости и факторы, влияющие на ее проявление. Методика развития ловкости: задачи, средства, методы. Возрастные особенности ее проявления. Контрольные упражнения и тестовые задания для определения уровня развития ловкости.

Взаимосвязь физических качеств в целостной двигательной деятельности. Виды физических упражнений, обладающих комплексным воздействием при развитии физических качеств. Связь обучения двигательным действиям с развитием физических качеств.

Тема 7. Методы обучения физическим упражнениям.

Общие требования к выбору методов: научная обоснованность, соответствие поставленной задаче обучения, принципам обучения, специфике учебного материала, персональной и групповой подготовленности детей, индивидуальным особенностям педагога, условиям занятий; обеспечение воспитывающего характера обучения. Разнообразие методов.

Классификация и общая характеристика методов и приемов обучения физическим упражнениям. Практические методы обучения, их значение (методы строго регламентированного упражнения; игровой и соревновательный методы, метод круговой тренировки).

Методы обеспечения наглядности. их значение; виды и методики их применения. Приемы обеспечениязрительной наглядности. Показ физических упражнений; использование подражания образцам из окружающей жизни; применение зрительных ориентиров; демонстрация наглядных пособий (модели, рисунки, фотографии, видеофильмы).

Приемы обеспечения тактильно-мышечной наглядности. Помощь воспитателя в уточнении положения отдельных частей тела с целью создания правильных мышечно-двигательных ощущений. Приемы предметной наглядности для уточнения правильности движения и самоконтроля ребенка при выполнении движений. Использование подводящих упражнений.

Приемы обеспечения слуховой наглядности: использование инструментальной и вокальной музыки, ударных инструментов, технических средств и других звуковых сигналов в целях восприятия и регуляции ритма и темпа движений.