Свежие публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Славянский детский сад»

ПРОЕКТ

по теме

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр »

Выполнил:

Боридько Т. Н. воспитатель МДОУ «Славянский детский сад»

Слобченко М. А. воспитатель МДОУ «Славянский детский сад»

Сысолятина Н. А. заведующий МДОУ «Славянский детский сад»

Славянка 2010

Актуальность темы

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» разработан с учётом особенностей современной системы образования, в соответствии с образовательной программой «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, в соответствии с родительским заказом и заказом начального образования.

Что является сегодня приоритетным в отношении дошкольника: обучение или воспитание? Этот вопрос остаётся по-прежнему актуальным и дискуссионным. Ни у кого не вызывает сомнения, что детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъективности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.

В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающим начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребёнка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Для нашего проекта важно представить дошкольное детство как особенное, уникальное социокультурное явление, показать чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребёнка.

Проблемы (противоречия)

Вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Идея проекта

Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект

Интеллектуальное развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.

Предмет

Развитие интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи проекта

1. Разработать модель пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей.

2. Создание системы развивающих игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей.

3. Расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.

4. Систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

Теоретические положения проекта

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать. Интеллектуальное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие интеллектуальных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Психологи и педагоги (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. Н. Поддъяков, Л. В. Венгер, И. Я. Лесгафт) разработали принципы содержание и методы интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие интеллектуальных способностей.

В статье Л. А. Венгера раскрывается значение игровой деятельности для интеллектуального развития ребёнка, роль игры для овладения новыми формами мышления, необходимыми при обучении в школе.

Положение Л. С.Выготского об универсальности закономерностей развития для «нормальных» и «интеллектуально развитых детей» даёт основания полагать, что общие закономерности развития способностей и их возрастные особенности у детей дошкольного возраста могут быть приложимы и к определению детской одарённости.

Дети познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребёнок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребёнка, присмотритесь к детям и бережно направляйте его стремления. Один из способов развития интеллектуального развития ребёнка это развивающие игры. Необходимо ежедневное включение развивающих игр в разные виды деятельности. поскольку в этом возрасте ребёнок может приобретать новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика. ребёнок получает много новой для себя информации и это очень важно для его интеллектуального развития.

Модель пространственно-развивающей игровой среды