Активизирующее общение как технология развития связной речи дошкольников

Одна из образовательных областей ФГОС дошкольного образования – речевое развитие. Мои многолетние наблюдения и анализ речевого развития детей показали их низкую речевую активность. Дети не могут правильно сформулировать свои мысли, отвечают на поставленный вопрос неполным предложением. Несмотря на регулярное проведение непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи, оказалось, что традиционных занятий недостаточно, нужно больше активизировать речь детей в повседневной жизни, использовать индивидуальную работу по формированию грамотной речи ребенка.

Проблемой развития речи детей занимались: В. К. Воробьева, А. Г. Арушанова и другие авторы.

В основе технологии развития речи ребенка В. К. Воробьевой – цепной текст, который представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мыслей. От предложения к предложению по цепочке. Дети отбирают и выкладывают картинки по логической последовательности после чтения текста воспитателя, а затем сами составляют рассказ, опираясь на картинно-графический план.

Примерный текст: Ребята смастерили скворечник и повесили его на дерево. На дерево прилетел скворец и поселился в скворечнике. Вскоре у скворца появились птенцы. К осени птенцы превратились в больших птиц, которые стали уничтожать вредителей: гусениц и жучков.

В технологии А. Г. Арушановой рассматриваются две формы организации диалога – специальные речевые игры (сценарии активизирующего общения) и словесные игры парами. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми - детской языковой и коммуникативной самостоятельности. Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения – это сможет быть досуг, развлечение и т. п. Поэтому избегается название «занятие» применительно к сценариям активизирующего общения, чтобы четко обозначать, что обучение в данном случае совершается в основном во внеурочных формах, при применении косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Мы заменили часть традиционных занятий на активизирующее общение с детьми. Основное различие между обучающим занятием и сеансом активизирующего общения состоит в том, что в последнем случае взрослый выступает, как партнер по обучению. Это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный. Но вместе с тем, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы. Его интересует прежде всего собственная инициативная речь маленького человека, те диалоги между детьми, возгласы и лингвистические эксперименты (песенки-шумелки, рифмовки, словотворчество, которые так мешают педагогу вести фронтальное занятие. Именно эта «несанкционированная» речевая активность выступает как программное содержание обучения.

Еще одним средством обучения диалогу являются дидактические игры парами, в ходе которых решаются как лингвистические (лексико-грамматические и фонетические, так и коммуникативные задачи (организация практического и речевого взаимодействия с партнером – сверстником). Дети учатся слушать и понимать партнера, инициативно обращаться к нему и отвечать на его обращения словом и делом. В играх парами используются хорошо известные в методике сюжеты: прятанье и отыскивание предметов, угадывание предмета по звуку, вкусу, на ощупь, распутывание небылиц и пр. Они трансформируются таким образом, чтобы «замкнуть» детей друг на друга. Дидактические игры парами проводятся по желанию детей в специально отведенное время в групповой комнате. В игре участвуют два человека. Остальные могут наблюдать и учиться игре.

Еще одной эффективной находкой нашей технологии активизирующего общения явилось сочетание диалога с методами и приемами ТРИЗ. Например: 1) салат из сказок,

2) составление сказок по схемам-моделям,

3) карты Проппа,

4) Игры «Хорошо-плохо», «Цепочка слов» и т. д.

Используя технологию активизирующего общения, как средство развития связной речи, проектируем предметно-пространственную речевую среду в группе.

Таким образом, в групповой комнате оборудовали:

- литературный центр;

- мини-театр;

- познавательно-речевой уголок с интересными и увлекательными играми, способствующими активизации речевой деятельности детей.

В процессе развития коммуникативных способностей ребенка использую следующие формы организации детей:

- беседа;

- игровая ситуация;

- словесно-дидактическая игра;

- игра драматизация;

- наблюдение на прогулке;

- разучивание стихов, потешек;

- сочинение загадок;

- индивидуальная работа с ребенком;

- пальчиковая гимнастика;

- физкультминутки;

- досуги, праздники;

- литературные викторины;

- показ театров.

В основе нашей технологии активизирующего общения развития речи детей лежит создание эмоционального комфорта детей, разнообразные эвристические и сюрпризные моменты, увлекательные словесно-дидактические игры. Принципы сотрудничества и партнерства с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности. Уважение права ребенка на инициативу, желание говорить на интересующие его темы.

Используя технологию активизирующего общения, опираемся на методику А. Г. Арушановой, в которой разработаны сценарии активизирующего общения, учитывали индивидуальные особенности детей нашей группы, разработали свои сценарии активизирующего общения детей, например: «Путешествие в страну сказок», «Прекрасная страна слов», «Волшебный речевой сундучок», литературная викторина «Счастливый случай», дидактические игры «Цепочка слов», карты Проппа, речевое пособие «Полянка родственных слов» и многое другое.

Разработанные сценарии, игры, пособия применяются для коррекции речи детей; развития фонематического слуха; обогащения активного словаря; грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; а так же для коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

В группе стало традицией проведение совместно с родителями речевых праздников, в которых родители являются активными участниками, так же литературных викторин.

В результате использования технологий активизирующего общения у детей повысилась речевая активность. Дошкольники научились составлять рассказы, придумывать загадки, сочинять сказки, рассказывать небылицы. Повысилась инициативность, коммуникабельность, стремление к лидерству.