Свежие публикации

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи .

Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка. что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Поэтому, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Работу в данном направлении я разбила на 3 раздела:

1. Что такое театр.

2. Искусство выразительного чтения.

3. Мастерство актера сценическое действие.

Целью моей работы является. овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания.

Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

С участием воспитанников моей группы было поставлено несколько спектаклей, такие как: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Как зайчата маму потеряли», «Экологическая сказка». После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно выразительной. К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Актерские, театральные игры я включаю на занятиях, повседневной жизни детей группы, что является основной ценностью.

На занятиях и в повседневной жизни дети занимаются группой, подгруппами, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.

Внутри микрогруппы возникают по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для раскрепощения детей, самостоятельности и сравнения своих знаний, умений и возможностей. В основу реализации театральной деятельности на занятиях театрального кружка, на занятиях по развитию речи, комплексных и повседневной жизни положен индивидуальный подход и психологические особенности ребенка.

Для того чтобы реализовать цели и задачи по обучению чувственно-художественному воображению, развитию связной речи детей, коммуникативности, я, в первую очередь, знакомлю детей с видами сказок (русско-народными, волшебными, авторскими), их названием, содержанием. Также знакомлю с героями сказок, характерными данными (внешним видом, характером, особенностями жизни, повадками и т. п.), волшебниками и их волшебством, волшебными вещами и их действиями, видами кульминаций, особенностями содержания каждой сказки. Отсюда и развлекательные, театральные игры, помогающие детям закрепить знания о сказках: “Волшебная палочка”, “Лови-скажи”- игра с мячом, “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Найди и расскажи”, “Вопрос-ответ” - дети задают друг другу вопрос на определенную тему, другие отвечают. В этих играх дети называют волшебников и их волшебство, волшебные вещи, героев сказок, что произошло в определенной сказке и чем закончилась сказка.

В системе используется просмотр художественных веселых фильмов, мультфильмов по сказкам, чтение юмористических рассказов, что позволяет детям сочинять свои надуманные веселые рассказы.

Увлекательные путешествия по-летнему и зимнему «Сказкокартам» (большие таблицы с сюжетами разнообразных сказок) позволяют детям с интересом, непроизвольно закреплять свои знания, развивать речь, фантазировать, логически мыслить. С использованием этих карт провожу театральные игры и упражнения: "Из какой я сказки", "Найди самого веселого (доброго, вежливого, злого, трудолюбивого, хитрого, сильного) героя сказки", "Найди, что на самом деле не бывает?", "О чем шепчет (говорит, кричит, беседует) персонаж", "О чем беседуют герои сказки", "Какого волшебника встретили герои сказок, и какое волшебство он им показал", "Какую волшебную вещь нашли, и как она помогла героям", "Какое волшебство эта волшебная вещь делает", "Чья волшебная вещь?", "Чей предмет, из какой сказки?", "Подбери вежливое слово и составь с ним диалог между персонажами", "Путаница" - выбор любой группы персонажей и составить свой диалог, но не по сказке, перестановка действий героев, "Старая сказка на новый лад" - замена героев сказки другими персонажами; замена других событий, включение в русскую народную сказку волшебных вещей из волшебных сказок с рассказом или драматизацией.

На занятиях по обучению рассказыванию ставлю определенную и обязательную для детей задачу – рассказ должен быть полным (начало рассказа, кульминационный момент, конец рассказа), обязателен диалог между персонажами, использование эпитетов, составлять рассказ в микрогруппе и рассказывать каждому поочередно, драматизировать в ролях. При оценке рассказов своими ровесниками ярко видно соблюдались эти правила или нет. Но чтобы увидеть, детям надо внимательно слушать своих товарищей между группами и внутри группы.

Чтобы рассказы детей были яркими и интересными использую моменты из театрализованных игр: "Какая волшебная вещь помогла?", "Какой волшебный предмет увидели?", "А может волшебнику встретились".

Также на занятиях и вне занятий выполняем с детьми театральные упражнения, например "Режиссер". Дети не только сочиняют, но и выбирают "режиссера" из числа участников своей микрогруппы. Они самостоятельно распределяют роли, репетируют, а потом поочередно показывают свою сказку. Составляют рассказы от имени разных героев, сочиняют разворот сюжета по очереди, проявляя свою фантазию.

Игра "Как в сказке" – выполнение действий по заданию (воспитатель читает сказку или рассказ, дети выполняют действия движениями, мимикой, действиями). Игра "Мы не скажем, но покажем" - показывают действия людей определенной профессии, передают движениями образы фауны, флоры и т. п. "Найди и покажи" - дети ищут волшебную вещь и показывают, как она действует. и т. п.

Даже импровизированные подвижные игры включают в себя моменты театрализации. В игре “Мороз” дети жестами, мимикой изображают холод, ужас, тяжесть, легкость и радость. В игре “Сделай сказочную фигуру” - фантазия движений тела, “Лягушки и цапли”, “Гуси-лебеди”, “Теремок” - изображение жестами, мимикой (радость, удивление, злость, испуг, торжество). Все эти игры направлены на развитие игрового поведения, развитие способности творчески относиться к любому делу.

Театральные игры, игровые упражнения широко применяю при заучивании и чтении стихов. Упражнения направлены на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией. четкой дикцией, разнообразной интонацией.

Стремлюсь к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной и неторопливой. Это очень необходимо в жизни каждому.

Речевые упражнения и игры стараюсь включать в занятие и вне занятий в режимных моментах. “Мыльные пузыри”, “Колыбельная” - в этих играх формирую произношение звуков с закрытым ртом на определенный мотив.

Произношение стихов носит не только тренировочный характер, они формируют четкую, грамотную речь, т. к. в стихах всегда присутствуют образы интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными разные игры и задания. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного персонажа, ребенок легче раскрепощается, общается с партнерами. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников важно научить их пользоваться интонациями. Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - быстро произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.

Говоря с детьми о логическом ударении, отмечу, что под ним подразумевается выделение отдельных слов во фразе, определяющей ее смысл и выразительность. “Главное слово” - поочередно произнести скороговорку. Каждый раз, выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

Особое вдохновение возникает у детей при заучивании и чтении стихов, с использованием не только интонации, но и жестов. “Диалогические стихи по тексту” - то же самое. “Придумай диалог” - обыграть диалог, предложенный воспитателем. “Расскажи сказку от имени героя сказки”. “Времена года” - импровизация в танце. “Кругосветное путешествие” - импровизация поведения в лесу, на корабле, по болоту, по пустыне. “Превращение предмета” - найти новые предназначения предмету (карандаш – ключ, вилка, отвертка, градусник; мячик – яблоко, апельсин и т. д.).

У детей ярко прослеживается самостоятельность в реализации своих творческих замыслов в сюжетно-ролевых, театральных играх, мини спектаклях, с удовольствием и знанием дела показывают кукольные театры и разыгрывают свои сюжеты.

Заметно выросли дети моей группы в умении грамотно, с интонационной выразительностью читать стихи. С применением эпитетов, образных сравнений, диалогов, монологов, имитированием жестов людей, движений животных сочинять сказки с интересными сюжетами.

Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.