Речевое развитие в дошкольном возрасте

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Нескомпенсированные речевые нарушения приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, потому что недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях. Однако, проблема современного дошкольника состоит в том, что он часто имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.

В нашем исследовании с целью установления количественных и качественных особенностей речевого развития детей с нормальным уровнем развития и детей с нарушениями речевого развития были обследованы дети старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста: 30 детей с нормальным уровнем речевого развития и 40 детей с различными отклонениями речевого развития (большинству детей данной группы поставлен диагноз ОНР - общее недоразвитие речи).

Были получены процентные соотношения детей в норме и с нарушением речи в зависимости от уровня развития изучаемых речевых показателей. Из полученных процентных соотношений видно, что среди дошкольников с нормальным уровнем развития чаще встречаются дети с высоким уровнем развития связной речи, сформированности интонационного высказывания, грамматического строя речи, словарного запаса. Среди детей с нарушением речевого развития чаще встречаются дошкольники с низким уровнем сформированности данных показателей.

С целью выявления различий в особенностях речевого развития в двух группах детей был применен непараметрический метод статистической обработки данных х2, в результате которого были установлены достоверно значимые различия по изучаемым показателям речевого развития: связная речь, сформированность интонационного высказывания, грамматический строй речи, словарный запас.

Таким образом, на основании качественного анализа полученных результатов и статистической обработки данных можно сделать следующие выводы:

1. Словарный запас у детей с нормальным уровнем развития достаточно разнообразный. У детей с нарушением речевого развития словарный запас менее разнообразный, пассивный словарный запас шире активного.

2. У детей с нормальным уровнем развития связная речь соответствует среднему и высокому уровню развития. Свободно могут составить связный рассказ по картинке, самостоятельно описывают происходящие события развернутыми предложениями, могут последовательно, близко к тексту пересказать содержание, используя грамматически правильно построенные предложения.

Дошкольники с нарушением речевого развития в основном используют простые, двух-трехсловные предложения. У большинства детей присутствуют аграмматизмы, неправильное структурирование предложения, изменения окончаний. Речь их носит репродуктивную форму, обобщающая функция речи снижена.

3. Дети с нормальным уровнем развития имеют высокий и средний уровень сформированности интонационного высказывания, могут самостоятельно произнести предложенную фразу с различной эмоциональной окраской.

У дошкольников с нарушением речевого развития выражены трудности при воспроизведении отдельных более сложных интонаций. Возникают затруднения при интонационной окраске текста в соответствии со смысловым содержанием.

4. Изучение грамматического строя речи у детей с нормальным уровнем развития позволило установить, что дети данной группы смогли правильно повторить сложные предложения, находили грамматические ошибки в словах, справлялись с образованием существительных множественного числа и в родительном падеже. Изучение грамматического строя речи у детей с нарушением речевого развития показало, что у детей данной группы отмечались выраженные затруднения при повторении сложных слов и предложений, присутствовали нарушения анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова.

5. Следует отметить, что у детей с нарушением речевого развития также отмечается недостаточный уровень развития регулирующей функции речи. Именно поэтому привлечение внешних опор, в первую очередь организующей деятельности со стороны взрослого, должно стать основой для психологической работы с такими детьми, ориентированной на формирование у них внутреннего алгоритма функционирования в новой социальной реальности.

Тимошенко Олеся Сергеевна

Мельникова Ольга Николаевна