Игры для развития речи ребенка-дошкольника

Активное развитие речи ребёнка происходит в возрасте от 3-х лет. В этот период активизируются максимально все психологические процессы: память, внимание, воображение, логика. Малыш быстро запоминает слова, учится понимать их значение, составляет из слов предложения, одним словом - ребёнок в этом возрасте уже умеет объясняться и общаться. Формирование грамотной и богатой речи дошкольника - важная задача, стоящая перед родителями и педагогами детских учреждений. Правильная речь - залог успешного дальнейшего обучения и общения ребёнка.

Как развивать речь дошкольника? Конечно же, с помощью игры. В помощь всем родителям, в данной статье собраны игры, цель которых - обогащение словарного запаса ребёнка, обучение составлению связных предложений, развитие умений составлять описания предметов и рассказов. Играя, обучаем!

Угадываем игрушку по описанию

На столе ставятся несколько игрушек. Взрослый говорит описание одной игрушки, не называя её. По услышанным признакам, малыш должен отгадать, о какой игрушке идёт речь. По этому же примеру, далее ребёнок описывает другие игрушки, а другие участники игры - угадывают.

Пример описания. "Эта игрушка мягкая. Она серого цвета. Состоит из головки, туловища, и четырёх лапок. На головке длинные ушки. Около носика - усики. Это животное любит кушать морковку и капусту." (Зайчик).

Какой? Какая? Какое?

В мешочке или коробке собраны муляжи овощей и фруктов (можно использовать и натуральные плоды). Взрослый достаёт из мешочка один предмет и показывает детям. Задает вопрос: "Что это? Какое оно?". Ребёнок описывает плод. В начале игры взрослый должен сам описать предмет, чтобы малыш понял, что именно он должен рассказать. Пример описания. "Это груша. Она большая, желтая, сладкая, сочная".

Назови ошибки

Для игры понадобятся картинки-путаницы. Их можно нарисовать самостоятельно или скачать из Интернета и распечатать на бумаге. Ребёнок смотрит на картинку и указывает на несоответствие, объясняя, как должно быть на самом деле и почему.

Например, картинка на тему "Зима". На ней изображены снег, снеговик, горка, ребёнок в плавках и с плавательным кругом, яблоки на ветках дерева, цветы на полянке, ежик ползет с грибочком на спинке и т.п.

Исправь ошибку в сказке

Для этой игры используется сказка, которая хорошо знакома малышу. Сказку рассказывает взрослый, специально допуская в повествовании ошибки, то есть называет совсем других героев или их действия. Ребёнок на слух определяет ошибки и исправляет их. Он должен не просто назвать "правильное" слово, а сказать всё предложение полностью.

Пример для сказки "Репка". "Жили-были дед и медведь (баба). Посадил дед дерево (репку). Выросла репка маленькая (большая)." и т.п.

Назови одним словом

Цель данной игры - развивать понятие ребёнка об обобщающих словах. Взрослый задает вопрос "Что (кто) это всё?" и называет ряд слов. Ребёнок должен назвать их одним словом.

Пример. "Ёжик, медведь, зайчик, лисичка. " (животные), "Кубики, пирамидка, мяч, кукла. " (игрушки).

Для трёхлеток облегчить задание можно, если использовать картинки предметов, которые называются. А для детей 4-5 лет можно, наоборот, усложнять задания, например, назвать не просто словом "животные", но и указать, какие это животные - домашние или дикие.

Собираем куклу на прогулку

Для игры понадобится кукла и набор одежды для неё. Предложите ребёнку собрать куклу на прогулку. Проиграйте такую ситуацию: кукла капризная и не хочет одеваться. Нужно рассказать ей, какую красивую одежду мы на неё наденем и для чего эта одежда нужна. Ребёнок по порядку надевает на куклу предметы одежды, описывая их и называя предназначение.

Пример описания. "Это платье. Оно красного цвета. Его надевают на туловище, чтобы спинка и животик не замерзли" и т.п.

Наталья Лукаш специально для сайта 3-years.ru