Развитие психических процессов и профилактика дезадаптации при подготовке детей к школе

Данная программа включает в себя пояснительную записку, в которой описываются основные психические процессы, формирующиеся при подготовке к школе.

Выделяются показатели и причины психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.

В программе сочетаются разные направления, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, методический.

Работа предназначена психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также и родителям.

В сотрудничестве, под руководством,

с чьей – то помощью ребёнок всегда

может сделать больше и более

трудные задачи, чем самостоятельно.

Л.С. Выгодский

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, зрительно-моторной координации. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Именно совместная деятельность психолога и педагога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого–педагогическую коррекцию.

Психолого–педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Психолог, родитель, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.

Исходными теоретическими положениями работы являются общепризнанные закономерности развития ребёнка, исследованные Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов. Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационной сфере, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Важное значение имеет успешная школьная адаптация ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7–8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Авторы выделяют ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

1. Слабое речевое развитие детей.

2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей.

3. Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. Хорошо умеют считать к моменту поступления в школу, но испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать.

4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят.

5. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.

6. Не сформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель.

Статистически значимые факторы, которые влияют на увеличение психологической незрелости у детей старшего дошкольного возраста:
  • увеличивается количество детей амбидекстров;
  • увеличение детей с нарушением речи;
  • увеличивается количество детей рекомендованных городским ПМПК лечение у невролога;
  • недостатки воспитания (например, гипоопека, когда взрослые не обращают внимание на проблему ребёнка; гиперопека над ребёнком, ребёнок получает слишком много словесных указаний, большой объём информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, внимание такого ребёнка становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания, памяти).

Цель программы: развитие психических процессов и профилактика дезадаптации детей к школе.

Задачи:
  • развивать познавательный интерес и познавательную активность;
  • развивать и корректировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, зрительно-моторная координация);
  • стимулировать и обогащать развитие познавательной деятельности;
  • формировать положительное отношение к школе;
  • помочь создать у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции "школьника".

Основные принципы психологической коррекции

(по Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой)

  1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
  2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
  3. Принцип единство коррекции и развития.
  4. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  5. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
  6. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих развитию способностей детей старшего дошкольного возраста.
  7. Принцип включение родителей или лиц их заменяющих в коррекционно-педагогический процесс.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
  • диагностический;
  • развивающий;
  • консультативный;
  • методический.

Диагностический блок.