ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НЕЗАКОНЧЕННЫХ И АБСТРАКТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

ДИАГНОСТИКА  И  РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОГО  ВООБРАЖЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ  НА  ОСНОВЕ  НЕЗАКОНЧЕННЫХ  И  АБСТРАКТНЫХ  ИЗОБРАЖЕНИЙ

Желонкина  Юлия  Николаевна

студент  4  курса  специальности  «Изобразительное  искусство  и  черчение»  КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск

Андреева  Татьяна  Васильевна

научный  руководитель,  преподаватель  живописи  КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск

Творчество  давно  стало  объектом  многих  исследований,  однако  пути  его  познания,  также  бесконечны,  как  и  само  творчество.  Любые  задатки,  прежде  чем  превратиться  в  способности,  должны  пройти  большой  путь  развития.  Первые  годы  жизни  ребенка  —  самые  ценные  для  его  будущего,  и  надо  как  можно  полнее  использовать  их.  Период  дошкольного  детства  очень  благоприятен  для  развития  творческого  воображения.  У  ребенка  в  игровой  деятельности  рождаются  сюжеты,  образы,  проявляется  и  формируется  способность  определять  сходство  и  различие  предметов,  замещать  одни  предметы  другими,  применять  их  в  разных  ситуациях,  видеть  существенные  признаки  и  свойства.

Все  ли  дети  обладают  творческим  воображением?  Как  можно  его  развивать?  В  рамках  проблемы  необходимо  разобрать  понятие  «творческое  воображение».  Воображение  —  результат  деятельности  мозга,  проявляющийся  в  способности  человека  к  построению  новых  образов.  Под  воображением  понимают  психический  процесс,  с  помощью  которого  создаются  новые  образы  путем  переработки  полученного  в  прошлом  опыте.  Этим  качеством  «воображение»  отличается  от  «представления»,  которое  является  тоже  психическим  процессом,  но  отражает  предметы  и  явления  окружающей  действительности  в  форме  обобщенных  наглядных  образов,  и  уровень,  качество  творчества  здесь  другой.  Представление  часто  называют  образами  памяти,  т.к.  идет  воспроизведение  прошлого  опыта  человека.  Сущность  же  воображения  состоит  в  комбинировании  образов  представлений.  Воображение  более  творческий  процесс,  чем  представление,  развивающийся  во  времени.

В  зависимости  от  уровня  новизны  различают  воображение:

·   репродуктиное  (воссоздающее,  воспроизводит  образы  исходя  из  известных)

· продуктивное  (творческое,  рождает  новые  образы,  не  имеющиеся  в  прошлом  опыте)

Воображение  —  это  свойство  личности,  проявляющейся  в  творческой  деятельности.  Исходя  из  определения  «творчество»,  как  деятельность  в  результате,  которого  создается  художественный  продукт,  формулируется  понятие  «творческое  воображение»  —  это  психический  процесс,  созидающий  новые  образы  для  художественного  произведения,  продукта.

Творческая  деятельность  —  специфический  вид  активности  человека,  направленный  на  познание  и  творческое  преобразование  окружающего  мира.  Существуют  различные  виды  детской  творческой  деятельности.  Рассмотрим  проявление  воображение  у  детей  в  изобразительном  искусстве.  Детское  рисование  один  из  наиболее  доступных  видов  творческой  деятельности.  По  характеру  того,  что  и  как  изображает  ребенок,  можно  судить  о  восприятии  им  окружающей  действительности,  об  особенностях  мышления,  воображения,  памяти.

И  так,  воображение  способно  создавать  нечто  совершенно  новое,  но  главной  работой  воображения  является  преобразование  уже  имеющихся  образов.

В  Енисейском  педагогическом  колледже  организована  студия  «Дошколенок»,  в  которой  занимаются  дети  5—6  лет.  Занятия  имеют  разную  направленность:  развитие  речи,  сенсорное  развитие,  изобразительное  искусство,  музыка,  изучение  окружающего  мира,  английский  язык.  Одним  из  направлений  является  развитие  творческого  воображения.

Для  определения  творческого  воображения  была  проведена  диагностика  детей  6  лет  с  использованием  метода  Е.П.  Торранса  (невербальный  уровень)  «Закончи  рисунок».  Метод  заключается  в  том,  что  детям  предлагается  дорисовать  10  различных  линий  до  определенного  образа,  предмета,  картинки  (рисунок  1).

Оценка  результатов  осуществляется  по  4  показателям:

·      легкость  (беглость)  —  количественный  показатель,  отражающий  способность  к  порождению  большого  количества  идей  (ассоциаций,  образов).  Измеряется  числом  результатов;

·      оригинальность  характеризует  способность  к  выдвижению  идей,  отличных  от  очевидных,  нормативных.  Измеряется  количеством  неординарных  и  неповторяющихся  образов;

·      гибкость  —  отражает  способность  выдвигать  разнообразные  идеи,  переходить  от  одного  варианта  решения  задачи  к  другому.  Измеряется  числом  категорий  (мир  природы,  животный  мир,  человек,  механическое,  символическое,  декоративные  элементы,  искусство,  динамическое  явление,  видовое  (город,  дом,  двор,  шоссе))

·      разработанность  (тщательность,  детализация  образов,  прорисовывание  деталей,  создание  сюжетной  картинки).  Фиксирует  способность  к  изобретательству,  конструктивной  деятельности.  Измеряется  числом  существенных  и  несущественных  деталей  при  создании  образа  [1,  с.  15].

За  10  минут  75  %  детей  группы  дорисовали  все  10  фрагментов.  Это  говорит  о  том,  что  большая  часть  детей  группы  способны  быстро  переходить  от  одной  идеи  к  другой.  Говоря  о  параметре  «оригинальность»  нужно  отметить,  что  данный  параметр  выявляет  степень  непохожести  созданного  ребенком  изображения  на  изображения  других  детей.  При  этом  следует  помнить,  что  двух  идентичных  изображений  не  бывает,  соответственно,  говорить  следует  о  статистической  редкости  типа  (или  класса)  рисунков.  Рисунки,  которые  созданы  детьми  в  рамках  диагностики  в  большинстве  случаев  повторяют  типичные  рисунки,  которые  прилагаются  к  методике.  Например,  большинство  детей  увидели  в  линии  (рисунок  2)  незаконченную  букву.  Оригинальными  можно  считать  рисунки,  встретившиеся  у  2-х  детей  (рисунки  2,  3)

Параметр  «гибкость»  позволяет  увидеть  кругозор  ребенка,  степень  его  наблюдательности.  У  детей  данной  группы  встречаются  чаще  других  категории  «животные»  и  «человек»  (рисунок  4  и  5).

Прорисовывание  деталей  и  сюжета  встретились  у  30  %  детей.  Например,  тщательная  прорисовка  ежика,  создание  сюжета  картинки  и  прорисовка  фигуры  ковбоя  к  шляпе  (рисунок  6).

Таким  образом,  проведенная  диагностика  и  анализ  детских  рисунков  помогают  сделать  вывод,  что  творческое  воображение  у  детей  имеется,  но  различного  качества  и  уровня,  поэтому  есть  необходимость  его  развивать  и  подбирать  методы  и  приемы  для  развития  детей  данной  группы.  К  таким  приемам  можно  отнести  использованный  в  диагностике  прием  «Дорисовка  линии»,  а  также  создание  образа  на  основе  абстрактных  изображений,  например  дорисовка  пятен,  клякс,  отпечатка  собственных  ладошек.  В  работе  с  абстрактными  изображениями  выделяется  два  направления.  Первое  —  это  поиск  знакомых  образов  и  второе  дорисовка  до  знакомого  образа.  Полезными  в  общении  с  детьми  дошкольного  возраста  являются  вопросы  «На  что  похоже  облако?»,  «Что  рисует  мороз  на  окне?».  Рассматривание  картин  художников-абстракционистов  не  только  приобщает  детей  к  искусству  и  знакомит  с  шедеврами  живописи,  но  и  дает  пищу  для  воображения.  Выделяя  мысленно  из  абстрактных  картин  конкретный  объект,  ребенок  задействует  и  в  тоже  время  развивает  свое  образное  мышление.  «Какое  настроение  передал  художник?»,  «Что  вы  представляете,  рассматривая  картину?»  «Какие  эмоции  вызывает  у  вас  картина?»  —  вопросы,  которые  следует  задавать  детям  при  знакомстве  с  абстрактными  композициями  (рисунок  7).

Упражнения  на  развитие  воображения.

1.   Рисунок  в  несколько  рук  (сюрреалистическая  игра)

Первый  ребенок  делает  первый  набросок,  изображает  какой-то  элемент  своей  идеи.  Второй,  обязательно  отталкиваясь  от  первого  наброска,  делает  элемент  своего  изображения  и  т.  д.  до  законченного  рисунка.  Может  получиться  реальный  объект,  а  может  —  абстрактная  композиция,  в  которой  снова  следует  поискать  знакомые  образы.

2.   Волшебные  кляксы.

Перед  упражнением  изготавливают  несколько  клякс:  на  середину  листа  выливается  немного  чернил  или  туши,  затем  лист  складывают  пополам.  Затем  лист  разворачивают,  и  дети  по  очереди  говорят,  какие  предметные  изображения  они  видят  в  кляксе  или  её  отдельных  частях.  Когда  клякса  подсохнет  ее  можно  дорисовать  до  увиденного  или  придуманного  образа.

3.   Что  спрятано?

На  репродуктивном  уровне  дети  дорисовывают  рисунок,  часть  которого  видна  и  узнаваема  (рисунок  8),  на  творческом  уровне  задания  предполагают  разные  варианты  полученных  образов  (рисунок  9).

Рисунок  9.  Творческий  уровень

Предлагаемые  развивающие  упражнения  к  занятиям  детей  является  результатом  педагогической  деятельности,  а  также  опыта  реальной  практики  дополнительного  образования.  Данный  материал  поможет  модифицировать,  корректировать  программы  для  развития  творческих  способностей  у  детей  дошкольного  возраста.

Список  литературы:

1. Барышева  Т.А.  Как  воспитать  в  ребенке  творческую  личность?  Ростов  н/Д:  Феникс,  2004.  —  224  с.

2. Зяблицева  М.А.  Развитие  памяти  и  воображения  у  детей.  Игры  и  упражнения.  Ростов  н/Д:  Феникс,  2005.  —  189  с.