Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.

На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет кардинальную задачу педагогики и психологии.

Люди зачастую страдают недостатком психологической культуры, проявляющимся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей. Умение сопереживать близким и чужим в психологии обозначается термином «эмпатия». Содержание этого понятия определяется в психологической литературе как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого. Мысленно или эмоционально вставая на место другого, переживающего какие-либо чувства, субъект,  включает этого другого в свой внутренний мир, делая частью своей личности.

Нарушение общения, конфликтность и обособленность – признак слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причина серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. Благоприятный психологический климат помогает ребенку решать свои проблемы, снимает излишний стресс, что способствует сохранению и внутреннего здоровья малыша.

Развитие эмпатии представляет  собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной практической и духовной деятельности. Установлено, что эмоционально чувствительные дети лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих.

Именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

В связи с этим, проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Ведь сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.

Хорошо известно, что игра – это один из основных видов деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключается развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. [1]

Театрализованные игры или игры – драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности- самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения.[1]

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой  эмоционально- чувственный опыт.

Развитие эмпатии в дошкольном детстве -  это последовательный поэтапный процесс и эффективность использования театрализованной деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников требует от воспитателей поэтапности действий.

Для того чтобы изучить особенности восприимчивости старших дошкольников, проявление эмпатии и особенности отношения к театрализованной деятельности была организована первичная диагностика.

Далее  апробирована педагогическая технология развития эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Разработано методическое  обеспечение данной педагогической технологии: кружковая работа, театрализованные игры, конспекты, сценарии, игры- путешествия, игры – драматизации, театрализованные постановки, в игровой зоне организован уголок «Мое настроение, мои чувства»,  костюмерная - что безусловно способствует развитию и подержанию интереса детей к театрализованной деятельности, а также помогает ребенку создавать собственные художественные образы, осваивать игровые ситуации, развивать творческие способности [1], а также практические советы и мастер- классы  для родителей.

Для развития и поддержания интереса дошкольников к театрализованной деятельности были отобраны художественные произведения, которые и являются содержанием театрализованной деятельности.(«Подружился – раздружился», «Ссора» -С.Погореловский, «Где она?», «Посидим в тишине», «Что сказал вежливый», «Радость»; «Подарок», «Котенок» -Е.Благинина; «Заботливый брат», «Пропажа» - Е.Серова; «Тихая девочка» - С.Черный, «Как старик корову продавал» - С.Михалков, «Хорошее настроение» - Г.Граубин и т.д).Отбор произведений производился на основе критериев:

    Доступность содержания, соответствия содержания личному опыту дошкольников; Сюжетность и динамичность литературных произведений; Произведения должны позволять иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.

Работа с детьми проводится в малых подгруппах, а для того, чтобы отследить эффективность работы на каждом этапе осуществляется промежуточная диагностика.

По результатам проведенной работы можно отметить:

    У дошкольников повысилась степень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений; Дошкольники стали демонстрировать способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом желаний и потребностей другого ребенка; Воспитанники стали проявлять больший интерес к театрализованной деятельности.

Используемая литература:

    Гайворонская,Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [ТЕКСТ]: методическое пособие / Т.А.Гайворонская, В.А.Деркунская – Центр педагогического образования: Москва, 2007 -143с. Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре [ТЕКСТ]: методическое пособие/ В.А.Деркунская,- М. Педагогическое общество России, 2006- 126с. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [ТЕКСТ] – М. Просвещение, 1991 – 127 с.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к.

обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м.

В данной работе освещены значение, актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус.

Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности.

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ.

Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе необходимость развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу воспитание самостоятельной и твор.

Статья о развитии творческих способностей дошкольников.