Опыт работы на тему: «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельность»

Сегодня Вашему вниманию я хочу представить опыт работу на тему: «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельность»

Развитие связной речи детей - сегодня одна из актуальных проблем, так как речь является одной из важнейших психических функций человека. Задача воспитателя научить детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно. Обучая ребенка речи, педагог способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит его к успешному обучению в школе.

Нами был подготовлен проект по теме «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности», цель которого: Создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально-игровую деятельность.

Активизировать диалогическую речь детей, создать условие, помощь.

Задачи проекта:

Формировать и совершенствовать речевые способности и умения детей.

Побуждать интерес к активному общению, умению строить диалог, развивать речь детей через театрально-игровую деятельность, создавать условия для его выполнения.

Создавать среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление речевых дефектов через театральную деятельность.

Создавать среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление речевых дефектов через театральную деятельность.

Предположительные результаты: Повышение уровня речевого развития, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую театральную деятельность.

Позитивное взаимодействие детей в коллективе; Правильная модель поведения в современном мире, повышение обшей культуры ребенка. Раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности. Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющие у него речевые возможности.

Дети должны овладеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест. интонацию. Проявлять интерес, желание к театральному искусству. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей. Взаимодействовать коллективно и согласованно проявляя свою индивидуальность. Систематическая работа будет способствовать устранению

речевых недостатков, позволит проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности.

проект: долгосрочный (1 год.)

создан для детей средней группы.

Участниками данного проекта являются дети, воспитатели и родители .

Методы осуществления проекта:

Наблюдения, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы, практические, игровые этюды, разыгрывание сказок, стихов, песен, хороводов, басен, художественных произведений, утренники, выступление перед родителями.

Структура проекта. Состоит из 3 этапов

1 этап ПОИСКОВЫЙ.

Цель: Выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.

2 этап КОНСТАТИРУЮЩИЙ.

Цель: Выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе.

3 этап ФОРМИРУЮЩИЙ.

Цель: Изучение педагогической литературы, разработка перспективного плана по театральной деятельности, проверка действенности и эффективности плана с практической деятельностью.

Основные направления реализации проекта:

Речевое развитие ребенка.

Социально- нравственное развитие.

Развитие продуктивной деятельности.

Приобщение к художественной литературе.

Творческое художественное эмоциональное- эстетическое развитие.

Следуя теории игрового обучения, считаем, что театральная

деятельность является доступным для понимания ребенка и эффективным средством. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений, артикуляции, речевой выразительности. У детей развиваегся умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.

Для реализации задач речевого развития созданы все необходимые условия - это иллюстративный материал, разнообразные игры, но особое место в нашей группе занимает театрализованный уголок. В нем находятся разнообразные виды театров, небольшие декорации, которые изготовляются по мере необходимости.

Со второй младшей группы мы с ребятами ставили небольшие инсценировки сказки «Репка», «Волк и семеро козля»», «Теремок». Распределяя роли, учитываю индивидуальные особенности ребенка, но ни один ребенок не остается в стороне, т. к. самая маленькая роль помогает ребенку перевоплотиться, поверить в себя, а в дальнейшем достичь больших результатов. Во время репетиций напоминаем детям о том, чтобы они во время разговора смотрели друг на друга, держались свободно, помнили о том, что они актеры - следовательно и говорить должны четко, красиво, выразительно.

Очень живо и интересно проигрываются детьми шутки-диалоги, потешки в лицах, «Шутки-малютки», «Кисонька- Мурысынька», «Мишка шишку потерял» и другие, но дети предпочитают пальчиковый и настольный театр, пытаются использовать театр бибабо. Это связано с тем, что кукла является ширмой, за которую можно спрятаться и в тоже время дает возможность ребенку раскрыться, принять роль, рассказать о себе, вступить в диалог и т. д.

Для того, чтобы речь ребенка была выразительной, эмоционально яркой мы используем небольшие диалоги в процессе пальчиковой гимнастики. Воспитатель делает разнообразные указания: на дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию и высоту звучания. > Когда у ребенка сформировано понятие к происходящему сюжету, для развития у детей интереса -появляется атрибут кукла, методика усложняется, так как дети переходят непосредственно к диалогу между персонажами. Здесь важно, чтобы педагог дал детям понять, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной и своевременной.

Для правильного речевого дыхания, как нельзя лучше подходят игровые приемы «Сценки без слов», они же позволяют вести работу над интонационной выразительностью речи. Воспитатель рассказывая и

показывая какой-либо сюжет (с куклами-бибабо, с мягкими игрушками или с силуэтными персонажами) делает акцент на яркой, эмоциональной речи, а затем предлагаем детям (по одному или всем вместе) сразу же повторять слова, и потом самостоятельно отрабатывать фразы. После рассказа и показа воспитателем сюжета дети разыгрывают сценку. Во время показа педагог первый помощник детям, подсказываем ситуацию, действия, слова, междометия, звукоподражания. Условия, созданные для свободного общения детей, дают возможность реализовать естественную способность к перевоплощению, учат ребят двигаться и раскованно держаться.

Немало важными являются мимические и пантомимические этюды, цель которых: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой. Для развития творчества, воображения, фантазии - используем следующие этюды и игровые задания, например: подбери походку, жест, мимику, танцевальные движения для передачи игрового образа лисы, медведя; сказочных персонажей - бабушки, дедушки, Красной шапочки. Такие этюды в процессе НОД могут заменять физминутки.

Чтение художественной литературы предполагается ежедневно во второй половине дня и поэтому логично включать элементы театрализованной деятельность или дидактические игры для ознакомления с персонажами или их обыгрывания. Но чтобы они смогли усвоить содержание сказки,

необходимо неоднократное повторение. Поэтому повторное воспроизведение знакомой сказки в кукольном театре оказывается неотъемлемым элементом в подготовке к игре- драматизации. А когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру-драматизацию. Данная работа требует системности и в большей степени проводиться в режиме дня. А в процессе НОД образовательной области «Коммуникация» можно использовать небольшие готовые сценки или элементы, которые способствуют речевой активности детей.

Игры - драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно - эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей.

Использование элементов развивающих педагогических методик в театрально-игровой деятельности обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к образцам устного народного творчества и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию ребенка. Это подтверждается динамикой развития театральной и речевой деятельности.