Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников

Консультация для воспитателей

«Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников»

Известно, что выразительность речи детей формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи детей старших групп.

Для развития выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка в выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности.

Участвуя в такой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, побуждает их думать анализировать, делать выводы и обобщать, активировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает придать ребенку робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.

Педагог обязан:

-создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности

-приобщать детей к театральной культуре

-обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности

Участвуя в спектакле или концертах, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно. Кроме того в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности. Поэтому при создании предметно-пространственной среды, следует учитывать:

-индивидуальные способности ребенка;

-особенности его личностного развития;

-творческие способности, любознательность;

-возрастные особенности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры драматизации;

-отдельные упражнения по этике;

Театрализованная деятельность детей не проявится сама собой.

Огромную роль в этом играет воспитатель, который должен умело направить данный процесс.

Содержания, формы и методы проведения должны преследовать одновременно три цели:

-развитие речи и навыков театрализованной деятельности;

-создание атмосферы творчества;

-социально-эмоциональное развитие детей.

Очень важно, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, а также владел основами актерского мастерства и основами режиссерских умений.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, осуждения. Необходимо предоставлять возможность детям раскрываться, проявлять внутреннюю активность.

Рекомендуемые средства выразительности:

-во II младшей группе — уметь имитировать характерные движения сказочных животных;

-в средней группе — обучать элементам интонации, мимике и пантомимике

-в старшей группе — совершенствовать художественно-образные умения;

-в подготовительной группе — развивать творческую самостоятельность передачи образа;

Развитие уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда любой ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Здесь необходимо использовать такие приемы как:

-выбор детьми роли по желанию;

-назначение на главные роли наиболее робких детей;

-проигрывание ролей в парах;

-выбор ролей по карточкам;

При этом следует учесть, что могут возникнуть проблемы: что делать если ролей не хватает на всех детей? (при этом проблему можно решить с помощью групповой организации занятия и парного проигрывания ролей) и кто будет играть отрицательных персонажей (здесь следует подчеркнуть, что все дети и взрослые — артисты, которые должны уметь играть и положительные и отрицательные роли) .

Так же очень важно отметить роль театрализованных игр в коррекции заикания.

Известно, что заикание проявляется прежде всего в речи, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Их можно использовать для развития общей речевой моторики.

Такая работа осуществляется в несколько этапов.

1 этап — дать игровые упражнения на выработку мимики, жестов и пантомимики.

Например: упражнения на развитие мимики «Съели кислый лимон», «Мы обиделись», «Испугались забияку». Упражнения по обучению жестам: «Покажите высокого мальчика», «Маленького комарика». Упражнения на развитие пантомимики: «Расцвели как цветы», «Полетели как птицы», «Идут пингвины».

2 этап — заучивание стишков, потешек, прибауток. Стараться помочь упражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.

3 этап — постепенное овладения умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.

4 этап — разыгрывание с детьми театрализованных игр по знакомым им произведениям.

В связи с этим можно акцентировать внимание на следующем:

-театральная игра должна стать частью занятия;

-проводить такие занятия нужно систематически;

-следует развивать у детей мелкую и общую моторику через различные виды театра;

-театрализованные игры можно использовать и как средство для преодоления речебоязни;

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.