Проектирование НОД с использованием инновационных педагогических технологий

Итоговая практико-значимая работа

«Проектирование непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий по художественно-эстетическому развитию»

по курсу вариативного модуля в форме проблемно-тематического семинара

«Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Введение федерального образовательного стандарта дошкольного образование обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в котором рассматривается художественно - эстетическое развитие, связанное с реализацией части ООП, формируемой участниками образовательных отношений (с учетом регионального компонента работы дошкольной организации) .

Цель проекта: Реализация требований ФГОС ДО при изучении направления художественно - эстетического развития дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.

Задачи: 1. Выявить теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста. 2. Обозначить инновационные педагогические технологии и применить их в работе.

3. Разработать конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО (п. 1.6. ФГОС ДО)

Цель проекта:

1. Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ .

2. Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию с учетом возможностей

педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа (п. 1.5. ФГОС ДО)

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в ДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.

2. Разработать концепцию воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию дошкольников ДОУ на основе обновленного содержания.

3. Повысить квалификацию педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию. Оказать методическую помощь в объединении всех видов художественной деятельности в единый, целостный педагогический процесс формирования у детей художественного творчества, интереса к эстетической стороне действительности, духовности.

4. Обеспечить условия для реализации задач воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию (материально- техническое, методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса) .

5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей .

6. Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания (п. 1.7. ФГОС ДО)

1. Теоретические основы художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Борис Тимофеевич Лихачев пишет: «Период дошкольного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.

Эстетическим развитием детей дошкольного возраста является результат эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Составляющей этого процесса является художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами:

- первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

- вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструирование; пение, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Перечисленные выше группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. (ФГОС ДО п. 2.6). А ведущей педагогической идеей художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста является создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность. В свою очередь художественно - эстетическое развитие направлено на достижение целей формирования интереса к

эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству.

2. Виды инновационных педагогических технологий.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе! ». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в работе:

1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, пальчиковая, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурные занятия.

2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

3. Развивающие технологии: При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения детей. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

5. Информационные технологии: использование мультимедийных проекторов и компьютеров на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Их использование позволяет вызвать у детей активный познавательный интерес к изучаемым явлениям.