Практикум для родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Теоретическая часть СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

На втором- третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношениях между двумя предметами по величине. И не беда, если треугольник при этом ребёнок будет называть «угольником» или «крышей». Достаточно того, чтобы дети научились понимать слова «форма», «цвет», «такой же», «вкус», «запах» и. т. д. Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, а так же последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Начиная с четвёртого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине между несколькими предметами. (М. В. Ильина «Чувствуем- познаём- размышляем»)

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.

Образование ребёнка не ограничивается и не исчерпывается рамками детского сада. Основное и большее он познаёт дома из общения с членами семьи, из наблюдения за их действиями, из участия в совместных делах и событиях. Вы можете быть полезны и интересны друг другу без покупки специальных дорогих «развивающих» игрушек. Ведь квартира- место самых больших открытий. Участники делятся на 3 подгруппы. Каждая получает следующее задание: составить список предметов, необходимых для сенсорного развития. Первая подгруппа может отправиться в ванную комнату. Вторая- на кухню; Третья- в комнату.

Приведенные упражнения выполняются слушателями с большим удовольствием. Я же по итогам их выполнения могу судить о том, усвоена ли слушателями основная теоретическая информация.

Задача №1. Проводился эксперимент. Перед детьми ставилось 2 бумажных колпака: красный и синий. Под красным колпаком пряталась конфета. Ребенок должен был ее найти. Места колпаков все время менялись.

Когда дети первой группы находили конфету, то взрослый называл цвет колпака: «красный». Детям второй группы цвет колпака не называли.

Выяснилось, что детям первой группы нужны было всего 8-10 повторений, а детям второй группы – 70-80 повторений для того, чтобы отличить сигнальный признак колпака: красный цвет.

ОТВЕТ. Результаты эксперимента показали, что включение слова в деятельность ребенка существенно изменяет восприятие различных предметов.

Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое приспособление к среде именно потому, что слово позволяет обобщать сходные, хотя и разнообразные предметы (по цвету, форме и т. д.).

Задача №2. Мама двухлетней Нади называла девочке все предметы желтого и оранжевого цвета одним словом «желтый», мотивируя тем, что дочка не может выговорить слово «оранжевый».

ОТВЕТ. Мама Тамары поступает правильно, т. к. с самого начала следует формировать правильное представление о цвете.

Задача № 3. Миша (2 года 9 мес.) ни минуты не сидит на месте. Возьмет карандаш и бумагу, немного порисует и бросит под стол; схватит машинку, повозит ее и тоже бросит; побегав по комнате, тут же карабкается на стул, затем на диван и т. д.

ОТВЕТ. Быструю смену действий Миши можно объяснить преобладанием у него процесса возбуждения над торможением. Но это может быть связано и с тем, что мальчика еще не приручили сосредоточенно действовать с одним предметом, раскрывая его особенности. Большое число игрушек отвлекает внимание Миши, не даёт сосредоточиться на каком- то одном действии. Мальчика не научили действовать с предметами.

Маме надо приручать Мишу в совместных с нею действиях целенаправленно заниматься одним делом довольно длительное время, не давать новую игрушку, пока он не научится разнообразным действиям с одной, поощрять действия и развивать речь, объясняя при этом свойства отдельных предметов.

Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателей детского сада/ составитель Елисеева Л. Н. - М. Просвещение. - 1987

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном

1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

3 год жизни: у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

октябрь 1 неделя Большой и маленький Сравнивать большие и маленькие предметы, называть их размер. Соотнесение по величине. Игрушки большие и маленькие.

Цветные кубики Знакомство с цветом Сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Кубики и мячи одного размера основных цветов (желтый, красный, зеленый, синий).

3 неделя Нанизывание колец одинакового цвета Сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету. Пирамидка

4 неделя Цветные парочки Сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Игрушки разных цветов по 2 штуке.

ноябрь 1 неделя Разноцветные палочки цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету. Д/и «Заплатки»

2 неделя Группировать кубики по размеру Сравнивать игрушки по величине, называть размер. Кубики одного цвета разных размеров.

3 неделя Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочки и цыплята». Обозначение с помощью цвета признаков предметов. Сравнение по величине. Мозайка

4 неделя Размещение втулок при выборе двух цветов из четырех. Соотнесение по цвету Втулки с цветными кольцами.

декабрь 1 неделя Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Умение группировать однородные предметы по цвету. Игрушки одинаковые, но разного цвета.

2 неделя Ниточки для шариков Различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов. Д/и «Подбери по цвету»

2 неделя Сделаем куклам бусы Находить предмет определенного цвета по образцу. Заготовки готовых и деталей бус разных цветов.

4 неделя Принеси мне. Находить предметы определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание. Игрушки разных цветов.

февраль 1 неделя Наряжаем кукол Различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов. Д/и «Подбери одежду по цвету»

2 неделя Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Показать, что цвет является признаком разных предметов (попарно размещение цветовых элементов) Д/и «Подбери по цвету».

3 неделя Помоги куклам найти к чашкам блюдца. Самостоятельное соотнесение по цвету. Называть цвет. Д/и «Чаепитие»

4 неделя Разложи по коробочкам Находить предмет определенного цвета по образцу; закрепить знание цветов. Разнообразные предметы и коробочки разных цветов.

март 1 неделя Выкладывание из мозаики на тему «Кошка и котята». Развивать умение чередовать объекты по цвету. Мозайка

3 неделя Нанизывание бус разного цвета Находить предметы определенного цвета по образцу и чередование их (зрительное соотнесение); развивать внимание. Д/и «Бусы»

апрель 1 неделя Найди такой же узор Знакомство с простыми геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Соотносить «такой – не такой», находить такую же. Лото «Цвет и форма»

2 неделя Кто больше увидет? Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов. Строит. материал разной формы.

3 неделя Найди на ощупь Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета Д/и «Найди и назови»

4 неделя Подбери себе соседа Упражнять детей в сопостановление и обобщении предметов по цвету. Д/и «Положи предмет»

май 1 неделя Пирамидка Учить детей замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины. Пирамидка.

2 неделя Цвет и форма. Закрепить умение подбирать предметы по образцу, ориентируясь на соотношение признаков Д/и «Найди на ощупь»

4 неделя Оденем мишек Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине. Игра «Одежда для мишек»

Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о форме, цвете, величине предметов, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста во все времена было важнейшим условием для полноценного развития ребенка. Уже с самого рождения малыш активно воспринимает окружающий мир: он слышит, видит, ощущает. К двухлетнему возрасту его мозг достаточно развит и готов к восприятию таких сложных понятий как форма, цвет, величина, пространственные отношения.

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них была разнообразной и богатой впечатлениями. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно.

Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.

Основная важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться различные представления. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта. Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где происходит целостное восприятие различных явлений и предметов окружающего мира.

В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Сенсорное воспитание должно помочь формированию у детей обобщенных способов обследования веществ, в процессе которого происходит сопоставление их особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов, таких как общепринятая «звуковысотная» шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, система геометрических форм и т. д. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Сенсорные действия формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требует продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Чрезвычайно важна также деятельность по овладению речью, в процессе которой формируется фонематический слух ребенка, расширение словарного запаса.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, составляет фундамент общего умственного развития ребенка.