Программа духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Крепче мы — крепче наше будущее»

ПРОГРАММА

духовно - нравственного

воспитания воспитанников МБДОУ

"Вознесенский детский сад № 5" .

"Крепче мы - крепче наше будущее"

Основание для разработки Современная концепция о "Духовно- нравственном

программы воспитании детей "

сад № 5".

Управляющий совет учреждения.

Цель программы 1. Создание условий:

для формирования у дошкольников

ценностных ориентиров и нравственных норм,

основанных на культурно- исторических и духовно-

нравственных, патриотических и общечеловеческих

принципов.

2. Для более тесного сотрудничества семьи и

детского сада, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, детский сад и ребенок.

Задачи программы Сохранение исторической преемственности

поколений, развитие национальной культуры,

воспитание бережного отношения к историческому

и культурному наследию России,

формирование духовно-нравственных качеств

Оценка социальных - формирование ценностных ориентиров духовно-

последствий реализации нравственной личности;

программы - повышение воспитательного потенциала семьи;

по физическому, патриотическому и нравственному

воспитанию детей.

Критерии выполнения - совершенствование методов духовно-

программы нравственного и семейного воспитания;

Сроки программы - 2013 - 2018 годы.

Организация контроля

за исполнением - администрация МБДОУ "Вознесенский детский сад № 5"

программы

Пояснительная записка

Ребёнок улыбается матери - первая в жизни улыбка. Ребёнок играет - первые в жизни игры. Первые книжки, первые картинки, первые песенки… первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

Программа создаёт условия для развития личности и самореализации. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности ребенка.

Программа "Духовно-нравственного воспитания" предусматривает - воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности воспитателя и детского сада. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Актуальность программы духовно-нравственного воспитания дошкольников

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ "Вознесенский детский сад № 5". Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств.

Нормативно-правовые документы.

" Закон РФ "Об образовании"1992г. №3266-1

" Конституция Российской федерации (Ст. 1, 10, 17, 15, 19, 32, 43, 50, 51, 52)

" Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г

" Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854

" Декларация прав и свобод человека

" Конвенция о правах ребёнка

" Устав детского сада

Этапы реализации Программы

" I этап - начальный (2013г/ 2014.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности

" II этап - практический (2014/2017 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания дошкольников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности.

" III этап - обобщающе-результативный (2017/2018 гг.)

Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно-нравственного воспитания дошкольников .

Цели и задачи Программы

Цель программы.

1. создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов дошкольника.

3. Гармоничное духовно-нравственное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

Задачи:

" Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства.

" Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

" Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

" Физическое развитие дошкольников, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

" Консолидация и координация деятельности детского сада, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

" формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

" создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника.

" Привитие воспитанникам любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Принципы Программы

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

3. Принцип сотрудничества.

4. Деятельностный подход.

5. Личностно-ориентированный подход.

6. Возрастной подход.

Программа соответствует специфике среднего и старшего возраста детей, и способствует:

" духовному и личностному росту детей;

" развитию творческого и логического мышления;

" развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

" обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека) ;

" развитию способности к самопознанию, формированию положительной "я - концепции".

Задачи воспитания:

" Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

" Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.

" Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

" Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.

" Сформировать культуру общения.

" Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

" Приобщить воспитанников к национальной и мировой культуре.

Направления воспитательной работы:

1. Социализация. Воспитанник и детский сад

Цель и задачи:

Формирование у детей осознания принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Воспитание сознательного отношения к познанию всего интересного и полезного, развитие познавательной активности;

Просветительская работа с дошкольниками и их родителями через воспитательные мероприятия.

Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

2. Семейное воспитание. Моя семья и мой детский сад.

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и детским садом; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Формирование представлений о семейных ценностях.

Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

Формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей сына - мужа.

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье( " Я надежда и помощник") и в обществе (" Я гражданин, я воспитанник")

3. Учебно-познавательное и физическое.

" Мои знания.

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала дошкольников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Формирование гражданского отношения к себе.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

" Моё здоровье.

Цель и задачи: Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья дошкольников.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения;

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. Воспитание физически развитого человека, ведущего здоровый образ жизни, способного в полной мере проявить себя во всех сферах. Ребёнок и спорт - главная наша цель.

4. Экологическое воспитание. Мы и наша природа.

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у дошкольников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

5. Патриотическое воспитание. Мы - защитники нашего Отечества.

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего; изучение краеведческого материала.

Предполагаемым результатом

данной духовно-нравственной воспитательной программы является:

Для воспитателя. 1. Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки.

Это необходимо воспитанникам при переходе в начальное школьное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом детского сада.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении воспитателя с детьми должны реализовываться следующие правила:

" умение выслушивать его до конца;

" не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

" открытость и доступность.

Отношения воспитателя и воспитанника строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Планируемые результаты. Для дошкольника.

1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе духовно-нравственного воспитания, детский сад - центр социокультурной среды.

6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Дошкольники должны быть:

" дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

" обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

" самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

" способны к изменению самих себя.

Виды и формы воспитывающей деятельности:

1. Лекция; (для родителей)

2. Беседа; (для детей и родителей)

3. Час общения; (для родителей и детей)

4. Ролевые игры; (для детей)

5. Диспуты; (для родителей)

6. "Мозговой штурм"; (для родителей)

7. Занятия творчеством (для детей и родителей)

8. Собрания; (для родителей)

9. Экскурсии (для детей)

Мероприятия: (в течении года)

1. Семинары (для родителей)

2. Конкурсы, (для детей)

3. КВН (для родителей)

4. Викторины (для родителей)

5. Экскурсии (для детей)

6. Акции, проекты (для родителей)

" Эстетическое шоу "По стране вежливых слов"

" Юбилей детского сада

" День Матери

" Праздник Новогодней ёлки

" Проект "Я открываю свой талант! "

" Спортивный праздник

" Праздник Здоровья "Папа, мама, я - здоровая семья"

" Праздники и мероприятия "Служу отечеству"

" Зарничка-смотр "Парад военной песни"

" Конкурс инсценированной сказки

" Праздник "Здравствуй, лето! "

" Праздник "Звездный дождь"

" Вознесенские звездочки (конкурс детского творчества)

" Проектная деятельность

" Экологические походы.

" Фольклорные праздники.

" Театральные постановки.

Изучение особенностей дошкольников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности дошкольников: