«Воспитание и развитие социального интеллекта дошкольников» (развивающая программа)

Автор:

Солодухина Виктория Геннадьевна (Красноярск)

Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Для ребенка 6–7 лет проблемы адаптации к социальному окружению встают достаточно остро, так как ребенок готовится перейти в совершенно иную, новую для него среду — школу. Диагностика уровня развития социального интеллекта позволяет предугадать и, возможно, частично разрешить проблемы социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день в педагогической психологии отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, мной была предпринята попытка систематизации своей деятельности, с четко определенными поставленными целями.

Цели:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • умение поставить себя на место других персонажей в проекции собственного возможного поведения в предложенных обстоятельствах;
  • умение правильно воспринимать эмоциональное состояние других людей и прогнозировать их поведение в различных ситуациях.

Процессом осуществления целей, стало формирование мною среды, которая будет способствовать развитию у детей социального интеллекта. В группе детей я постоянно поддерживаю, контролирую общение дошкольников между собой, наблюдаю за детьми в игровых ситуациях и учебной деятельности, изучаю их взаимоотношения между собой. Такое наблюдение дает поистине бесценный материал, на основе которого я делаю выводы о развитии социального интеллекта каждого ребенка группы. У меня, как у педагога-психолога, возникло желание изучить развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Социальный интеллект можно определить, как способность человека правильно понимать и прогнозировать поведение других людей.

К шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. В этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека — улыбку, слезы, хлопанье в ладоши — но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый: грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен.

Ребенок, хорошо ощущает состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение, сразу перестраивается сам: если собеседнику грустно, он проявляет сочувствие или пытается его развеселить; если собеседнику весело — присоединяется к его радости. У разных детей эта способность развита по-разному: у кого-то в большей степени, у кого — то в меньшей степени, что зависит от многих причин. Играя с детьми в развивающие игры, а так же проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, результатом будет полноценное личностное развитие каждого ребенка.

Тогда я подобрала диагностический материал, чтобы получить достоверную информацию. Методики определения уровня развития социального интеллекта дошкольников:

  • Д. Векслера (субтест «Понятливость»)
  • Проективная методика «Картинки»
  • Методика Рене Жиля.

Данные методики позволяют увидеть, как ребенок будет решать социальную проблемную ситуацию, сталкиваясь не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Во всех случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы.

В совокупности с тестированием наблюдение позволяет получить наиболее достоверную информацию о детях и их проблемах.

Для создания в группе психологического комфорта особое внимание уделяю организации развивающих игр со всеми детьми от 4 до 7 лет по развитию социального интеллекта, которые конструирую в виде системы игр, направленных на формирование доброжелательных отношений между детьми, и которые построены напринципах:

  • безоценочности
  • отказа от реальных предметов и игрушек
  • отсутствия соревновательного момента в играх.

Игры без предметов, и «без повода» помогают детям пережить чувства общности друг с другом (например, игра «Зеркало»), замечать достоинства и переживания друг друга, помогать другому в игровом и реальном взаимодействии.

Комплекс игр, используемый мною, основан на технологии, авторами которой являются: Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Программа состоит изсеми этапов:

  1. общение без слов
  2. внимание к другому
  3. согласованность действий
  4. общие переживания
  5. взаимопомощь в игре
  6. добрые слова и пожелания
  7. помощь в совместной деятельности

Этапы способствуют погружению детей в мелкие детали движений сверстников, ориентацию на действия партнера и подстройки к этим действиям.

Кульминационным моментом является вербальное выражение отношений к сверстнику, которое, как правило, имеет исключительно положительный характер.

В процессе обобщения собственного опыта по данной теме я систематизировала развивающие игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по ролевантности: «Найди продолжение», «Найди такой же», «Подбери каждому герою карнавала подходящую маску», «Дорисуй детям лица», «Азбука настроений», «Собери маску», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Встреча эмоций», «Банк идей».

Результаты и выводы.

Используя эту систему, способствующую поэтапному воспитанию и развитию у детей социального интеллекта, я получила следующие изменения действий детей: