Актуальность формирования творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недоста­точная научно-теоретическая и практическая разработанность для до­школьного педагогического образования, послужили основанием для оп­ределения темы исследования.

Цель исследования — сформировать творческие способности детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельнос­ти, путём использования комплекса творческих упражнений, заданий.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что су­ществует связь между использованием комплекса творческих упражне­ний, заданий и уровнем развития творческих способностей.

1) выявить основные подходы к решению проблемыформирования творческих способностей детей на основе анализа отечественной и зару­бежной литературы;

2) диагностировать творческие способности детей старшего дошколь­ного возраста с целью создания комплекса упражнений для их развития;

3) использовать комплекс упражнений, заданий, имеющих творчес­кую направленность в формировании творческих способностей детей стар­шего дошкольного возраста;

4) разработать методические рекомендации по формированию твор­ческих способностей детей для педагогов и родителей.

Проблема исследования — проследить изменение уровня сформированности твор­ческих способностей детей старшего дошкольного возраста под влиянием комплекса упражнений с учётом психологических особенностей протека­ния творческих процессов. Выбор детей старшего дошкольного возраста обусловлен тем, что гармоничное развитие шестилетнего ребёнка тесно связано с развитием творческих способностей; в этом возрасте у ребёнка происходит подготовка анатомо-физиологической основы; совершенство­вание работы всех анализаторов; функциональная дифференциация отде­льных участков коры головного мозга. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования и развития у ребёнка творческих способностей (Е. Торренс, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Р.С. Немов).

- с помощью анкеты «Что такое творчество?» Л.А. Григоровича ис­следовали особенности понимания термина «творчество» практическими работниками ДОУ, которые непосредственно работают с детьми, форми­руя у них элементы творческого мышления;

- оценили уровень невербальных творческих способностей детей на основе методики «Диагностика творческого мышления» Е. Торренса, которая охватывает такие параметры мышления, как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность;

- оценили уровень вербальных творческих способностей детей, инициативы в создании идей, активности процесса воображения по тесту «Последствия»;

- анкетирование родителей «Определение способностей вашего ребёнка к творческой деятельности» помогло оценить способности собс­твенных детей к творческой деятельности.

Данные позволили сделать вывод: уровень развития творческих способностей детей различен, дети испытывают трудности, в которых им необходима помощь со стороны педагогов и родителей, но, в тоже время, есть перспектива роста уровня развития творческих способностей.

На основе этих выводов были разработаны условия для специаль­но организованной воспитательно-образовательной деятельности детей, предполагающей творческую направленность обучения, овладение приё­мами творческого мышления средствами изобразительной деятельности.

Детям были предложены следующие упражнения: невербальные -«Волшебные нитки», «Музыкальные картинки», «Загадочная улица», «Ка-лябушки», «Кляксы-волшебники», «Чудо-дерево», «Удивительная птица», «Монотипия», коллажная работа «Праздник»; вербальные — «Спроси-уга­дай», «Новая игрушка», «Хорошо-плохо», «Да-нетка» и др.

Для выявления эффективности проведённой работы по формирова­нию творческих способностей детей были повторно проведены тест Тор­ренса «Диагностика творческого мышления», тест «Последствия». Резуль­таты тестов показали увеличение показателя оригинальности, разработан­ности в среднем в 1,5 раза; средний показатель творчества (Т) увеличился на 56 баллов (со 121 балла до 177 баллов); более чем в 2 раза увеличилось значение показателя инициативности.

Достоверность результатов исследования обеспечена их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разра­ботанные в психологии креативности.

Поэтому, выполнение заданий, носящих характер творческой направ­ленности; осознание педагогами целей, значимости использования методов и приемовформирования творческих способностей детей ; демонстрирова­ние примеров личного творческого подхода педагога к решению возникаю­щих проблем; создание эмоционально благоприятной атмосферы, ситуации успеха в воспитании и обучении детей, помогут в вопросе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, цель исследования — сформировать творческие спо­собности детей старшего дошкольного возраста, используя комплекс твор­ческих заданий, упражнений — была реализована, а гипотеза о существо­вании связи между использованием комплекса творческих упражнений и развитием уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста подтверждена.

Консультация по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала  - является продуктивная художественно – творческая деятельность.

Подписи к слайдам:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала - является продуктивная художественно – творческая деятельность. ЗАДАЧИ Тугая спираль Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась. Капля Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли. Свободная спираль Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться. Стрелка Сделайте свободную спираль,

сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг к другу - получится стрелка Глаз Сделайте свободную спираль

и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза ЭЛЕМЕНТЫ КВИЛЛИНГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В Процессе ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( КВИЛЛИНГ ) Подготовила. воспитатель МБДОУ д /с № 6 Даничкина Т. В. ЗАТО г. Североморск МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КВИЛЛИНГА цветная двусторонняя бумага или готовые нарезанные полоски  ; зубочистки или тонкие ватные палочки; ножницы ; клей ПВА; картон белый или цветной; трафарет с окружностями разного диаметра можно купить в канцелярском магазине. КВИЛЛИНГ На английском языке это рукоделие называется « quilling » — от слова « quill » или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. Притягательная сила этого искусства заключается в способности пробуждать детское воображение, развивать память, пространственное мышление, мелкую моторику рук. Эта работа требует координации, аккуратности, усидчивости и навыков работы с бумагой.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством нового вида продуктивной художественно – творческой деятельности – квиллинга. ЗАДАЧИ: познакомить с новой техникой обработки бумаги – квиллингом ; научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции (от простых до сложных); повысить уровень развития мелкой моторики; процессов мышления, внимания, памяти; воспитывать такие качества личности, как усидчивость, волю, умение планировать свою деятельность, аккуратность в работе.

Путь на сайте

«Развитие художественно – творческий способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» Л.В. Милютина, воспитатель

Формирование творческих способностей посредством изодеятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического направления

Кажется эти слова мог сказать и ребенок. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть это могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается это Бармалей, приехавший из Африки на происки сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии… И смысл понятен только маленькому художнику.

Все в детстве рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку требуется немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования используются в моей группе? Кляксография, рисование пальцами, ладошкой, оттиск печатками из картофеля и т. д. Разве не интересно узнать, что получится, если рисовать скомканной бумагой или печаткой из картофеля? Рисовать можно чем угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем незамутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – это все мое! ».

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Занятия по рисованию с детьми следует начать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует научиться рисовать пальчиком. Очень интересно маленьким детям рисовать на песке, на крупах. Затем задачу можно усложнить: использовать в процессе рисования тампончики, жесткую кисточку. Предварительно на листе бумаги простым карандашом нанесите контур. Попросите детей внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальчиком, проговаривая: вот грудка, мордочка, ушки, спинка и т. д. затем сделайте тычки тампоном или кисточкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки получаются объемными и живыми, понятными каждому ребенку.

На последующих занятиях подведите детей к решению новых задач и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Неотъемлемой частью работы должны стать экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

В старших группах подобная работа помогает решить специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способностей живо отвлекаться на события окружающей действительности, умение видеть красоту природы. Дети знакомятся с новыми способами изображения: кляксографией, набрызгом и т. д. Эмоционально воздействующим средством на занятии является музыка, которая учит детей размышлять и переживать.

Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.