Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром как средство развития познавательной активности дошкольника

От того, как будет чувствовать себя ребенок,

Поднимаясь на первую ступеньку

Что он будет переживать,

Зависит весь его дальнейший путь

к знаниям .

В.С.Сухомлинский .

Моё педагогическое кредо, слова восточного мудреца:"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Сделать это интересно и познавательно можно сочетая  разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). Но наше время- это время перемен. Современное образование заставило нас по- новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий.

Одним из наиболее доступных средств использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные средства и компьютерные игры. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение информационно-коммуникативных технологий   открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Применение ИКТ в образовательном процессе способствуют познавательному развитию ребенка, помогают знакомиться с окружающей действительностью, современной техникой, компьютерными технологиями.

 Передо мною встала  проблема:   как использовать информационно- коммуникативные технологии для повышения уровня   познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, текст, видео, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Позволяет значительно разнообразить процесс образования.

 Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Информационно- коммуникативные технологии  не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.

 Целью моей работы  считаю. повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления  с окружающим миром с применением  информационно-коммуникативных технологий.

 Объект - процесс развития познавательной активности  дошкольников.

Предмет - система мероприятий с применением  информационно – коммуникативных технологий, направленная на развитие познавательной активности дошкольников  в процессе ознакомления с окружающим миром.

Данная проблема и цель определяют следующие задачи:

  1. Расширение сознания через  получение более полной информации об окружающем мире посредством  информационно – коммуникативных технологий
  2. Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые   задачи в процессе ознакомления  с окружающим миром.
  3. Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.

Гипотеза - если использовать в образовательном процессе  систему мероприятий направленную на  развитие познавательной активности с  применением информационно-коммуникативных технологий в условиях детского сада можно способствовать  повышению уровня  познавательной активности  дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.

Практической значимостью моей работы является разработка системы познавательных мероприятий с применением  информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром, которая может быть практическим пособием в работе педагога.

Для решения поставленных целей и задач по данному направлению использую программы:

- «Школа – 2100» А.А.Леонтьевой (информатика. А.В.Горячев, Н.В.Ключ. «Все по полочкам» Окружающий мир. А В Вахрушев, Е. Е. Кочемасова. «Здравствуй, мир!»

- «Детство» В.И. Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной.

Новизна педагогической концепции моей работы заключается в  разработке системы мероприятий,   направленной на развитие познавательной активности дошкольников  с применением информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций) и компьютерных игр, направленных на развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.

Система работы включает в себя следующие направления:

- цикл мероприятий по ознакомлению  с окружающим миром;

- работа с родителями;

- самостоятельная познавательная деятельность дошкольника.

В основу системы работы леглиследующие принципы:

-развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя;

-  взаимодействия, предполагающий совместную деятельность в системах: « ребенок- педагог», « родители- ребенок», « педагог- родители»;

-психологической комфортности, обеспечивающий ребенку   положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

-формирование деятельности,  умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;

- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В педагогический процесс включаю традиционные методыв интеграции с инновационные методы:

-повышение познавательной активности ( исследовательский, метод проектирования, метод вопросов, метод моделирования);

-повышение эмоциональной активности ( игровая мотивация, воображаемые ситуации, проблемные ситуации).

-здоровьесберегающий принцип (соблюдение  СанПин).

Эти принципы и  методы определили мой подход к организации воспитательно – образовательной  работы с детьми.

Планируя мероприятия, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;

- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства

-  согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;

- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;

- анализирую и обсуждаю с детьми  фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Учитывая данные принципы и задачи, я разработала познавательный цикл мероприятий по ознакомлению  с окружающим миром в  основе, которого лежит применение ИКТ в следующих блоках:

-Предметный мир.

- Живая и неживая природа .

- Явление общественной жизни.

В целях успешной работы я использую такие презентации как «Транспорт», «Животные», «Зима», «Лето», «Профессии», «Посуда», «Мир природы» и. т.д.,  DVD-фильмы: Домовенок-Кузя, Даша путешественница, Уроки тетушки совы,  Домовенок БУ в мире животных, энциклопедия – животные растения» компьютерные игры: «Найди дорогу», «Назовем предмет», «Чей дом»  и.т.д.

Преимущество мультимедийных средств и компьютерных игр в   том, что я могу их применить в процессе ознакомления с окружающим миром на разных этапах познавательной деятельности.

Например:

1. Во вступительной части воспитанникам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд по изучаемой теме или компьютерную игру.

2. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации, которая будет ему предложена.

При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются мои слова и изображение на экране, что позволяет продемонстрировать их условную схему.

3. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: услышанного в процессе познавательной деятельности, узнанного при работе с родителями, в практической деятельности.

4. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить предлагаемый материал.

5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью  я делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь.  Повторение материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.

Работая с детьми, по теме "Применение информационно-коммуникативных технологий  в процессе ознакомления с окружающим миром  как средство развития познавательной активности дошкольников", я старалась научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Я не оставила без внимания и работу с родителями. В уголке для родителей помещала информационные материалы, рекомендации,   события. Индивидуальные доверительные беседы, анкетирование, дни открытых дверей, родительские собрания. Вместе с родителями подбирали компьютерные игры и презентации. Так, например, мама Кузнецовой Леры составила презентацию о микробах и т.п..

Результаты мониторинга показали эффективность применения ИКТ в процессе ознакомления   с окружающим миром направленные на развитие познавательной  активности детей.

 Критерии диагностики познавательной активности детей ( по Венгеру).

-наличие познавательного интереса;

-активность мыслительной деятельности;

-умение самостоятельно решать простые задачи;

-проявление самостоятельности в процессе поиска ответов;

-сохранение работоспособности;

-наличие навыков самоконтроля.

Таким образом,  применяя информационно-коммуникативные технологии   в процессе ознакомления с окружающим миром с целью  развития  познавательной активности дошкольников,   при тесном сотрудничестве с родителями  можно добиться позитивных результатов с детьми.

Значительно возрос уровень  сформированности  знаний к окружающему миру у дошкольников. Из 20 детей - 7детей, что составляет 35% владеют высоким уровнем познавательной активности. 13 детей, что составляет 65% имеют средний уровень познавательной активности.

      Самостоятельная познавательная деятельность дошкольникадома способствует закреплению знаний, умений и навыков полученных посредством применения информационно-компьютерных технологий в детском саду. 

Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры   позволяют осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно – образовательную развивающую среду не только в детском саду, но и в школе.

Опыт работы по данной теме был представлен на методическом объединении для старших воспитателей, педсоветах, районном семинаре, цикловых методических объединениях, мастерской одного  воспитателя,  в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В дальнейшем планирую использовать интерактивное средство обучения.