Исследование психических особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Актуальность в том, что внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание подчиняется распорядку учебной деятельности, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как для ученика.

Поэтому развитию внимания в дошкольном возрасте должно уделяться большое внимание.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми в течение определенного периода времени.

Внимание и все другие психические процессы в дошкольный период претерпевают существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Суть вопроса в том, что в старшем дошкольном возрасте происходит развитие произвольного внимания, что является особенно актуальным в связи с поступлением ребенка в школу, ведь внимание является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Различные свойства внимания – его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом.

Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Если говорить о том, какие же вообще недостатки психического развития наблюдаются у детей рассматриваемой категории, то надо сказать, что они отстают в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти и других функций. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны, резко страдает способность к распределению внимания.

Учитывая актуальность, была поставлена цель.

Цель: исследовать психические особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объектом исследования является внимание.

Предметом исследования являются особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза: предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития продуктивность, устойчивость и произвольность внимания, ниже, чем у нормативно развивающихся детей.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены задачи:
  1. Рассмотреть психические особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Проанализировать особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Организовать исследование основных свойств внимания дошкольников с задержкой психического развития и нормативно развивающихся детей. Подвести итоги проведенного исследования.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами в работе с детьми с задержкой психического развития.

База исследования: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормативные дети детского сада № 63 города Нижнекамска РТ.

Эмпирическое исследование внимания

у детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе детского сада № 63 города Нижнекамска РТ. В исследовании участвовало по 20 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормативно развивающихся дошкольников. Возраст испытуемых 5–7 лет. Из них по 12 мальчиков и 8 – девочек.

Для диагностики внимания были использованы методики:

1. Методика “Найди и вычеркни” из книги Р.С.Немова, с помощью которой проводится исследование продуктивности и устойчивости внимания.

Детям предлагаются бланки с изображенными на них разнообразными предметами, и дается инструкция: “По сигналу “Начинай” ты будешь искать, и зачеркивать кружки и треугольники до тех пор, пока я не скажу “Стоп”.

Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки, и ребенок показывает взрослому, на каком месте он остановился.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество предметов, просмотренных ребенком за каждые полминуты работы и за все 2,5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой полминуты, с 0,5 по 2,5, и в целом за все 2,5 минут (приложение 1 ).

2. Методика “Домик” Р.Р.Калининой, с помощью которой определяется уровень развития произвольного зрительного внимания.

Детям предлагается нарисовать такой же домик, как у воспитателя.

После выполнения задания выявляются допущенные ошибки, интерпретация которых приводится в приложении 2 .

Анализ результатов исследования внимания

Для изучения продуктивности и устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста была использована методика “Найди и вычеркни”. Индивидуальные значения представлены в приложении 3. приложении 4.

Результаты исследования уровня развития продуктивности и устойчивости внимания у детей с ЗПР и НПР представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у детей