Скачать:

В наш век - век исторических и политических катаклизмов, резкой смены ориентиров, в период социально-экономических преобразований от человека требуется быть личностью способной выстоять, выжить, умеющей преобразуя окружающую среду, осознать себя частью этой среды. В современном развитом обществе требуются люди образованные, эмоциональные, творческие, способные самостоятельно принимать решения. Самостоятельность подразумевает свободу личности, только при полной свободе личность может в наибольшей мере проявить себя. Наше общество нуждается в личностях сильных и творческих, способных взять на себе ответственность за его будущее, способных продвинуть его вперед.

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни. Но именно дошкольный возраст является первоначальным звеном в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Петровский и др.), и именно в этом возрасте формируются и развиваются самостоятельность человека, личностные механизмы поведения (Л.И. Божович, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др.).

Самостоятельность одна из основных характеристик личности. Только ребенок с высоким уровнем развития самостоятельности может в дальнейшем успешно учиться в школе, где от него будет требоваться проявление активности, инициативы, элементов творчества при решении различных проблем и задач.

Истоки самостоятельности зарождаются еще в раннем возрасте, именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.

Самостоятельность как качество личности развивается в разных видах деятельности. При этом деятельность рассматривается как система, внутри которой происходит обогащение самой деятельности (усложнение целей,   задач, предметных действий, мотиваций), а так же личности ребенка, который накапливает опыт, становится более активным и самостоятельным (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Г.И. Щукина, Н.Н. Подьяков и др. ).

В последнее время в практике работы дошкольных учреждений, а так же в семье, большое внимание уделяется вопросам подготовке к школе, вопросам интеллектуального, физического, эстетического воспитания детей, в то время как проблема воспитания самостоятельности отошла на второй план. Между тем особая роль самостоятельности во всестороннем развитии личности человека доказана теорией и практикой воспитания, жизненным опытом человечества. В отечественной педагогике и психологии проблему исследовали и изучали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Я.Л. Коломенский, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.Я. Сергеева, А.Д. Шатова и др. Сегодня не подлежа сомнению их выводы о том, что уже на ступени дошкольного детства осуществляется подготовка к деятельности: формируются предпосылки будущей деятельности. А умело руководимая взрослыми деятельность детей оказывает существенное влияние на развитие нравственно-волевых, интеллектуальных, физических качеств ребенка.

Характеристика самостоятельности как личностного качества детей дошкольного возраста.

Самостоятельность - как важнейшая характеристика личности, касающаяся почти всех сторон ее жизни и деятельности, изучалась многими педагогами и психологами (Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская, Г.Н. Година, Ф.И. Изотова, О.В. Зимонина, ВС. Мухина и другие). Успешность формирования самостоятельности в дошкольном возрасте во многом определяет направленность личности и ее развитие в дальнейшем, т. к. самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других качеств личности (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Раскрывая сущность самостоятельности, разные авторы рассматривают зависимость ее формирования от определенного вида деятельности, от отношения ребенка к этой деятельности, от возраста детей. До сих пор не существует единого определения понятия «самостоятельность», что лежит в его основе и в каком виде самостоятельность обнаруживает себя и какое поведение можно считать самостоятельным. Одни исследователи (А.А. Люблинская, Л.А. Порембская, Ф.И. Изотова и др.) определяют самостоятельность как способность ребенка проявлять некоторую независимость от взрослых в узкой сфере его практической деятельности, в пределах его небольших возможностей.

Другие  (А.Т. Ковалев, ЮН. Дмитриева) рассматривают самостоятельность как составную часть деятельности, характеризующуюся тем, что ребенок не просто воспроизводит данный педагогом образец, но и вносит в свою работу что-то новое, оригинальное (ЗА. Михайлова, О.В. Зимонина). Ребенку ставится внешняя задача, предлагается условие и те вопросы, на которые следует ответить, а уже непосредственные действия ребенка сводятся лишь к поиску ответа. При этом важен не только сам ответ, сколько пути и способы его нахождения, т.е. это своего рода самостоятельность в поиске, которая диктуется заинтересованностью ребенка

Ряд авторов, признавая самостоятельность стержневым качеством личности, рассматривают ее как потребность и умение самостоятельно мыслить, как способность ориентироваться в новой ситуации, самому выделять вопрос, задачу и находить пути решения, справляясь с решением без посторонней помощи (Л.А. Понаморева, В.А. Сыркина). Такой подход к определению самостоятельности подразумевает более высокий уровень развития ребенка.

Многие исследователи (Г.Н. Година, А.А. Люблинская, Л.А. Поремская, Г. А. Цукерман и другие) подчеркивают, что характер детской самостоятельности меняется:

    вначале она выражается в умении действовать в обычных условиях, в элементарных привычках поведения; затем проявляется в умении действовать в новых, но сходных с обычными условиями; и, наконец, приобретает характер инициативы. Ребенок не нуждается в напоминании, указаниях.

А.А. Люблинская придавала большое значение развитию инициативы, возможности гибкой перестройки привычных для ребенка действий. Но в то же время она считает необходимым ограничение инициативы определенными рамками требований, которые составляют основу необходимых привычек. Инициатива проявляется в поисках действий, которые отвечали бы конкретным условиям. Развитие самостоятельности и инициативы требует, как считали Г.Н. Година, Л.А. Поремская, воспитания привычек и упражнений в гибком и разнообразном применении привычных способов действий. Это возможно делать в меняющихся условиях.

В исследованиях Г.Н. Годиной и С.Н, Теплюк доказано, что благодаря продуманной методике уже в младшем дошкольном возрасте можно достигнуть того, что небольшие трудовые задания (например, накрыть на стол) выполняются детьми самостоятельно, легко, без помощи взрослого. Дети начинают проявлять целеустремленность и даже элементы инициативы. Но все эти черты еще неустойчивы и контроль взрослых продолжает оставаться необходимым, но он все чаще направлен на результат работы и связан с ее оценкой, одобрением исполнителей.

В старшем дошкольном возрасте, как показывают исследования Т.А. Власовой, О.В. Зимониной, ЛА. Поремской, самостоятельность детей проявляется в умении применять усилия, преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Дети начинают помогать друг другу, опекают тех, кто не умеет работать, учат их. Выявлено, что самостоятельность возрастает, если задание представляет для ребенка интерес. При этом один и тот же ребенок может быть беспомощным и неуверенным, если задание и деятельность не увлекает его.

Старшие дошкольники редко обращаются к взрослым за помощью в привычных делах, но они стремятся все делать самостоятельно, при этом  нуждаясь в совете, контроле, иначе качество выполнения задания может снизиться (Т.А. Власова, О.Б. Зимонина).

Попытка расширить и обобщить, понятие самостоятельности, сделано АТ. Ковалевым. В его исследовании указывается, что самостоятельность есть качество личности, которое, с одной стороны, постоянно складывается, систематизируется и генерируется, как стержневое свойство личности, а с другой стороны, как черта личности носит многоплановый динамический характер. В разных видах деятельности самостоятельность проявляется на разных уровнях, в зависимости от объективных и субъективных условий. Применяя это определение к детям, можно сказать, что проявление самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста вопрос очень сложный. На развитие самостоятельности ребенка влияют не только его личные качества, но также и внешние элементы, т.е. характеристика самой деятельности, в которую включен ребенок, условия, которые созданы для деятельности, самочувствие, эмоциональный настрой и заинтересованность в деятельности самого ребенка.

Процесс развития самостоятельности дошкольника носит динамический, многоплановый характер и состоит из следующих этапов:

1.        Подражательная деятельность (копирование деятельности взрослого).

2.        Перенесение уже усвоенного опыта на аналогичные ситуации

(применение полученных знаний в новых, но привычных условиях).

3.        Творческое применение полученных знаний и умений самостоятельно

приобретать новые знания.

Но при данном делении самостоятельности на этапы необходимо учитывать не только уровень развития ребенка, его возраст, роль педагога, но и вид деятельности, и ее специфику, т.е. условия деятельности ребенка и происходящие в ней изменения.

Учитывая все эти условия, ЮН. Дмитриева выделила основные компоненты самостоятельности:

    Владение определенными навыками; Волевая устремленность; Направленность личности на решение задачи (эмоциональный фон),

связанная с ее потребностями и интересами.

Основной путь развития самостоятельности, как считают Порембская Л.А. Изотова Ф.И. - постепенное усложнение условий деятельность детей, которые и активизируют их самостоятельные действия, усложнение содержания самостоятельной работы и увеличение ее по объему, а так же усложнение методов педагогического воздействия на разных этапах. Особо важным моментом в развитии самостоятельности является творческая направленность, которая выражается в творческом применении знаний, умений и навыков, полученных ранее.

Так как уже было сказано ранее, самостоятельность - это творческий процесс, поэтому все ее составляющие нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Но всякое творчество возможно только тогда, когда для него есть основа. Следовательно, чтобы иметь возможность свободно применять умения и навыки, дети должны сначала их приобрести.

Рассматривая генезис развития самостоятельности на протяжении дошкольного возраста, можно выделить следующие этапы:

    Этап (2 - 3 года).  На границе раннего и дошкольного возраста старый тип отношений с взрослыми - совместная деятельность - начинает ограничивать свободу ребенка, мешать проявлению его самостоятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Кондратова). Первые проявления самостоятельности наблюдаются в период так называемого «бунтарского» возраста, когда овладение движениями и способами действий создают возможность произвольной регуляции своего поведения и деятельности. Один из главных признаков самостоятельности - безудержная инициативность в намерениях, т. е. возникновение способности самостоятельно планировать свои действия. Инициатива и планирование - вот первые элементы в формировании самостоятельности. Успех этого этапа во многом зависит от взрослого. Ведь инициатива ребенка намного опережает его возможности самостоятельно ее реализовать. В этот период возникают предпосылки развития личности, появляются тенденции к самостоятельной деятельности по осуществлению своих желаний. Чтобы тенденция к самостоятельности получила дальнейшее развитие, необходимы существенные изменения в характере взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Задача взрослого на этом этапе - максимальное уважение и поддержка намерений ребенка и обязательная практическая помощь. Правильное поведение взрослого постепенно формирует следующий этап в становлении самостоятельности - действия настойчивые, целеустремленные, подчиненные достижению цели.

Как показывает исследование Г.Н. Годиной, в формировании самостоятельности у детей двух - четырех лет педагогический процесс должен быть направлен на установление такой формы отношений, когда взрослый будет выделен в качестве объекта для подражания, ориентирующего действия и поступки детей. Смысл воспитательных действий взрослого - дать возможность ребенку испытать чувство удовлетворения от самостоятельно задуманного и осуществленного дела.

    Этап (3-4 года).  Под самостоятельностью детей 3-х лет понимается относительно устойчивое психическое состояние, тесно связанное с предметным содержанием деятельности, в которой оно возникает. Становление самостоятельности в предметной деятельности - своевременное и полноценное - обеспечивает успешное психическое развитие дошкольника Ребенка толкает к действию внешняя ситуация. Лучшим стимулом для ребенка, осваивающего окружающий мир, для развития его дальнейшей активности является успех в деятельности на основе волевого усилия. Момент осознания значимости своей самостоятельной деятельности для окружающих и для самого себя, собственно, и делает ребенка самостоятельным, ориентированным на самостоятельное исполнение всех или большинства действий. Этап (4-5 лет). Ребенок уже может по собственному побуждению ставить перед собой знакомые задачи и решать их известным ему способом в несколько измененных условиях. Самостоятельность ребенка на этом этапе более устойчива, хотя продолжает оставаться ситуативной, зависимой от состояния здоровья, эмоционального настроя. Этап (5-6 лет). У старших дошкольников самостоятельность становится достаточно устойчивой, разнообразной. Дети проявляют больше инициативы и творчества в самостоятельной деятельности. Самостоятельность старших дошкольников проявляется в выполнении различных обязанностей и поручений. В основе развития самостоятельности у старших дошкольников целый комплекс психологических изменений.

Это и усвоение ребенком норм общежития, и развитие умения сравнивать действия сверстников со своими собственными и с требованиями, предъявляемыми взрослыми к его поведению, деятельности. Постепенное овладение логикой взаимосвязи явлений подводит ребенка к построению элементарного практического мировоззрения, формирует доступные самостоятельные рассуждения, умозаключения, обобщения фактов. Немаловажное значение для развития самостоятельности у детей 5-7 лет имеют такие педагогические воздействия, которые ставят ребенка в условия выбора формы поведения, способа деятельности, самостоятельного выполнения задания, обязанностей.

Возрастное деление на этапы достаточно условно, необязательно, что ребенок 4-5 лет будет относиться к 3 этапу. Во многом это деление на этапы

зависит от уровня умственного развития ребенка и от руководства взрослого.

Главным фактором развития устойчивой самостоятельности является смена позиции ребенка в его отношениях со взрослыми (Е.В, Субботский), Если для малыша взрослый - эталон, носитель общественных норм и образец поведения, модель для глобального подражания, то у старшего дошкольника на основе личного опыта появляется возможность и право осуществлять отдельные функции руководства в общении и деятельности. Очень важно, чтобы ребенок в общении с взрослым не чувствовал себя только учеником, чтобы он мог ни когда-нибудь в необозримом будущем, а уже теперь, сейчас в чем-то сравниться с взрослыми. Это не только поможет ему правильнее, адекватнее оценивать и присваивать социальные образцы поведения, но и дает уверенность в своих силах, что важно для упрочнения самостоятельности.

Ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности способны приводить к разного рода деформациям не только в структуре самостоятельности, но и к личностным искажениям. Поэтому так важно, чтобы у ребенка было состояние эмоционального комфорта, ощущение того, что он уже что-то знает, что-то умеет, на что-то может повлиять. А значит, ощущение причастности к основному призванию человека - самостоятельному освоению и преобразованию мира.

Немаловажное значение для развития самостоятельности дошкольников имеет оценка результатов его деятельности, его поведения. Она помогает ребенку понять действительный смысл его действий, увидеть свои возможности и достижения. Оценка взрослого должна быть всегда объективной, справедливой, подробной и развернутой.

Исследование Р.М. Мироновой доказывает, что завышенная или заниженная оценка тормозит самостоятельность и активность ребенка, создает у него неуверенность в своих силах. Также опасна и формальная опенка, достаточно распространенная в практике работы. Формальная оценка не побуждает ребенка к успешной деятельности, он не усваивает критерии оценки, а, следовательно, у ребенка снижается активность и самостоятельность.

Эффективность процесса развития самостоятельности зависит от уровня именно педагогической работы. В исследовании О.В. Зимониной одним из самых важных педагогических условий развития самостоятельности является повышение квалификации педагога, его самостоятельности и педагогических знаний.

. Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходит процесс становления и упрочнения самостоятельности, как важного личного качества человека.

Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков, и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно. Независимость и решительность характера в сочетании с социальной безответственностью приводят к самодурству, капризному и неуправляемому индивидуалистическому произволу. Развитое чувство личной ответственности, накладываясь на нерешительность, лишает человека способности действовать, обрекая на постоянные колебания и мучительное чувство вины за несделанное. Неуверенность же в реальной возможности или нравственной необходимости самостоятельных действий благоприятствует росту социальной пассивности или приспособленчеству.

Иными словами, понятие «самостоятельность» оказывается столь расплывчатым, что возникает вопрос: а можно ли считать его устойчивой чертой личности, которая будет проявляться во всех жизненных ситуациях и на всех этапах индивидуального развития?

Психологи выделили целый ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности «Я», самоконтроль, умение регулировать свое поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять собственное вопреки внешнему воздействию, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других

людей.

Индивидуально-психологические предпосылки самостоятельности весьма устойчивы, но вовсе не неизменны. Внушительные данные о громадном значении раннего детства в становлении личности привели к распространению фаталистических взглядов, будто первые годы жизни раз и навсегда предопределяют будущие свойства взрослого человека.

На самом же деле в детстве закладываются только предпосылки и возможности будущего развития, а как именно они реализуются - это зависит от последующего жизненного опыта.

Таким образом, жизненный опыт действительно способствует развитию самостоятельности, но «вектор» самостоятельности тесно связан с уроками той школы, в которой он приобретен, причем школы не только общекультурных традиций, но и индивидуального трудового опыта.

Самостоятельность всегда подразумевает свободу и возможность контролировать свою жизнедеятельность. Но этот контроль направлен, с одной стороны, вовне, на изменение окружающей среды, в соответствии с потребностями и целями субъекта, а с другой - вовнутрь, на изменение своих собственных качеств и потребностей в соответствии с объективными условиями и требованиями среды (самоконтроль, самовоспитание).

Мария Монтессори еще говорила о дисциплине в свободе. Первейшая задача, по ее мнению, стимулировать жизнь и затем дать ей свободно развиваться. Интересно и оригинально толкует Монтессори идею свободы ребенка. Это, говорит она, не то простое понятие свободы, которое мы почерпаем из наблюдений над растениями и т.д. Ребенок, в силу характерной для него беспомощности, с которой рождается, в силу его свойства социальной особы, стеснен оковами, ограничивающими его активность. Метод воспитания, имеющий в основе свободу, должен облегчать ребенку борьбу с этими многообразными препятствиями. Таким образом, воспитание должно приходить к нему на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность.

Современная педагогика не имеет готовых рецептов самостоятельности. Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим личность с раннего детства совершать поступки и принимать за них ответственность.

По теме:

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее.

психолого-педагогические основы самостоятельности дошкольников

В наш век - век исторических и политических катаклизмов, резкой смены ориентиров, в период социально-экономических преобразований от человека требуется быть личностью способной выстоять, выжить.

Данная презинтация раскрывает понятие, клинические проявления, причины СДВГ, психолгическую помощь дошкольникам, а также рекомндации педагогам и родителям.

Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо "разбудить" в ребёнке исходное, ключевое зв.

В стате Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников. раскрыты задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста, формы и методы работы с де.

Выступление на педсовете.Особенности творчества дошкольников. Характеристики нетрадиционных техник рисования.