Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Ряд выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгер справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития сенсорных способностей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано т. ж. приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.

В настоящее время возросла потребность в увеличении в дошкольных учреждениях числа групп для детей раннего возраста. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Дидактические игры, как и раньше, остаются эффективным средством сенсорного воспитания.

Целью исследования явилось изучение особенности развития сенсорных способностей у детей раннего возраста, обосновать особенности использования дидактических игр как средства развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Мы предположили, что развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста будет успешным, если: будет подобран эффективный комплекс дидактических игр; будут созданы условия для эффективного использования дидактических игр по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста.

На наш взгляд наиболее полным и четким является определение, предложенное Л. А. Венгер: сенсорные способности – это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя: формирование сенсорных эталонов; обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия; развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Развитие сенсорных способностей осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям – предметной, игровой, изобразительной (О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева и др.) .

В нашем исследовании дидактическая игра является наиболее эффективным средством развития сенсорных способностей у детей раннего возраста: дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов) .

В констатирующем этапе исследования принимали участие 20 детей раннего возраста. Для данной работы были использованы такие методы исследования, как:

Диагностика сенсорного развития О. Л. Канонко;

Методика оценки сенсорного развития Т. В. Николаевой;

Диагностический материал для определения уровня сенсорного восприятия детей на основе показателей познавательного развития методик Е. Б. Власовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) » и Е. А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития».

Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:

степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;

умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;

умение ребенка находить и называть предметы разной величины;

степень использования слов, характеризующие пространство и время;

степень идентификации и ориентации в запахах и звуках;

знания свойств предметов и слов их обозначающих;

способ выполнения заданий;

эмоциональное отношение к предложенной деятельности;

результат.

По результатам констатирующего эксперимента, целью которого было выявить уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста, были сделаны следующие выводы: в экспериментальной группе (ЭГ) определен достаточно низкий процент высокого уровня развития сенсорных способностей (10%, что может говорить о не правильном подходе к детям со стороны педагогов, т. е. детям, находящимся на среднем уровне необходимы наиболее стимулирующие методы и условия формирования сенсорных эталонов. В контрольной группе (КГ) данный уровень отмечен у 30% детей, в этой группе преобладает средний уровень сенсорного развития (50%, в ЭГ данный уровень выявлен у 30% детей, преобладает низкий уровень развития сенсорных способностей – 50%.

На констатирующем этапе т. ж. был проведен анализ эффективности руководства дидактическими играми в группе раннего возраста базового ДОУ.

Изучение документации свидетельствует о недостаточных условиях для сенсорного развития ребенка раннего возраста через дидактическую игру. При планировании работы по руководству дидактической игрой педагоги иногда испытывают затруднения, а т. ж. отмечено, что времени для дидактических игр недостаточно, планирование дидактической игры в данной группе ведется бессмысленно. Анализ календарных планов помог выявить типичные ошибки, допускаемые практиками.

Анализ материальной базы для дидактических игр показал, что в группе достаточно разнообразный и соответствующий возрасту детей набор дидактических игр, но вместе с тем в большинство игр дети не играют, т. к. просто не имеют опыта их использования, и как следствие слабо выраженный интерес к данному виду игр.

Результаты констатирующего этапа обозначили необходимость в проведении формирующего эксперимента, в котором приняли участие 10 детей экспериментальной группы, и целью которого явилось повышения уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью дидактических игр.

Для решения поставленной цели был составлен тематический план дидактических игр-занятий по развитию сенсорных способностей, в который вошли игры, рекомендованные Л. А. Венгером для детей второй младшей группы, а т. ж. игры, рекомендованные Э. Г. Пилюгиной, Е. А. Янушко, Г. А. Широковой, а т. ж. включены ряд разработанных авторами игр.

Игры, отраженные в тематическом плане определены по трем основаниям развития сенсорных способностей – блокам: развитие зрительного восприятия (свет, цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, целостный образ предмета) – «Пляшущие тени», «Спрячь мышку», «Веселый поезд», «Тут и там», «Зайцы и лиса» и др. ; развитие слухового восприятия – «Тук-тук», «Узнай по звуку» и др. ; развитие осязания – «Узнай, что в ящике», «Прячем руки» и др.

Тематический план составлен в соответствии со следующими принципами:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: освоение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей раннего возраста;

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

подготовка к игре детей: обогащение их представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Дидактические игры в предложенном плане представляют собой определенную систему, так как при его создании учитывались следующие признаки системности: постепенное усложнение задач и деятельностный подход.

Представленная работа не ограничилась лишь проведением заявленных дидактических игр, для получения более эффективных и прочных результатов, мы включали дидактические игры и в занятия по разным направлениям жизнедеятельности детей в ДОУ (занятия по ознакомлению с окружающим, развитие речи, изодеятельность, конструирование, игра, прогулка, режимные процессы, свободная деятельность детей) .

По результатам контрольного эксперимента получены следующие выводы об эффективности, проведенной с детьми раннего возраста работы: в анализе методик было отмечено повышение уровня сенсорных способностей, дети с удовольствием выполняли задания и выполняли их быстро и правильно, при выполнении заданий дети использовали метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки, интерес к результату деятельности сохраняется на протяжении всего обследования, если допускают отдельные ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно исправляют.

Следовательно, своевременное развитие сенсорных способностей на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Список литературы:

1. Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В. П. Вартан. – Мн. БрГУ, 2007. – 150с.

2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. Просвещение, 1988. – 144с.

3. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

4. Галигузова, Л. Н. Мещерякова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. Владос, 2007. – 304с.

5. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. – М. Просвещение, 1963. – 98с.

6. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. 2-е. изд. испр. и доп. – М. Просвещение, 1981. – 192с.