Эмоциональное развитие дошкольника

Жизнь маленького ребенка связана с господством чувств над любыми видами его деятельности. Эмоциональность характеризует непроизвольность, непосредственность, яркость. Когда чувства моментально вспыхивают и угасают, когда настроение крайне неустойчиво, а проявления эмоций бывают иногда слишком бурными. Ребенок легко испытывает симпатию, привязанность, любовь, сострадание, жалость, остро переживает и похвалу, и ласку, и наказание, также легко реагирует и на разные конфликтные ситуации. О том, какие факторы влияют на эмоциональное развитие дошкольника, и том, как вообще оно происходит, и пойдет речь ниже.

Ребенок до шести лет быстро расстраивается при неудачах, легко обижается, может без труда заплакать и тут же засмеяться, он бурно выражает свои чувства к героям фильмов и книг. Но это все так же скоро быстро стихает и забывается. Только в самой крайней ситуации и только у старших дошкольников может проявляться сдержанность в своих чувствах, сокрытие их внешних проявлений.

Источник эмоциональных переживаний ребенка заключается в первую очередь в его взаимоотношениях со взрослыми и другими детьми или в ситуациях, произведших на него сильное, необычное впечатление. Вот почему, чем больше ребенок получает впечатлений, тем более адекватными и избирательными становятся его эмоциональные переживания.

Эмоциональные потребности ребенка.

Примерно в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять более сложные чувства – чувство красоты, гармонии, ритма, интеллектуальные чувства, которые дошкольник выражает словами и объясняет. Формируется его внутренний мир, в котором он уже способен анализировать возникшие чувства, отношения, переживания и давать им оценку.

Одна из ведущих потребностей ребенка дошкольного возраста – потребность в эмоциональном благополучии. Детям важно чувствовать ласку, защиту, внимание и уважение, признание их прав и потребностей. Это учит ребенка отвечать другим любовью на любовь. В свою очередь обратные проявления по отношению к дошкольнику (непринятие, невнимание, грубость и т. д.) формируют неуверенность в себе, страх, недоверие, невротические реакции и грубое поведение. Особое место тут занимает чувство страха – страх за себя, за других, страх быть брошенным, быть непринятым и т. д. На базе подобных страхов может сформироваться «невротическая триада» – заикание, тики, энурез. Если эти реакции закрепятся, это будет мешать нормальному развитию личности ребенка, его социальным контактам.

На протяжении дошкольного детства постепенно чувства приобретают особую устойчивость и глубину. Это уже представляет собой эмоциональное развитие. Они чаще направлены на выражение заботы об окружающих, на формирование дружбы, любви. Главным направлением в развитии эмоциональной сферы является увеличение интеллектуальности. Это зависит от общего умственного прогресса ребенка. Развитие эмоциональное в случае с дошкольниками предполагает рефлексию – способность поставить себя на место другого человека. Вот почему особенно старшие дошкольники контролируют внешние проявления основных чувств, присматриваясь к другим людям.

Развитие произвольности поведения.

Важным направлением всех изменений является развитие произвольности поведения ребенка. Этот процесс сначала идет под влиянием контроля и указаний взрослых, но постепенно ребенок учится самостоятельно управлять своим собственным поведением, подстраивать его под решение какой-либо задачи, достижение заданной цели.

Ребенок, в первую очередь, приучается контролировать свои движения, позы, заставляет себя сидеть спокойно на занятиях, не вертеться, не вскакивать, не разговаривать. Постепенно внешний контроль сменяется внутренним – в основе лежат мышечные ощущения, и ребенку не требуется специально следить за своими ногами и руками, прижимать их, пытаться ровно сложить и т. д. В раннем возрасте управляемыми произвольно становятся поступки ребенка в целом, его поведение, а не только отдельно взятые действия. Сначала поведение ребенка опосредуется образами, предоставленными в конкретной форме поведения окружающих, а затем оно становится все более обобщенным. Образы выступают в форме словесно формулируемых правил или норм.

Были проведены исследования, посвященные анализу ябедничества и жалоб дошкольников. Все жалобы разделили на две группы: 1) жалобы обиженного, пострадавшего ребенка, ставшего жертвой; 2) жалобы-заявления на счет того, что другой ребенок что-то не так делает, не по правилам. Подобные жалобы касаются нарушения правил взаимоотношений между людьми и констатирующие нарушения общих правил детского сада. Было доказано, что младшие дошкольники уже, хотя и неосознанно, но соотносят поведение окружающих со своим собственным. Собственная же линия правильного поведения выстраивается ими только в действии. Их сознание выделяет лишь поведение других детей. Дети 4-5 лет уже вполне осознанно соотносят свое поведение с поведением сверстников, но оторвать их поведения от собственной деятельности они еще пока не могут. Старшие дошкольники уже легко дифференцируют свое поведение и поступки других, сами осознанно выделяют правила и могут переносить их в другие формы поведения, при этом ориентируясь на их выполнение. Постепенно дети начинают влиять на поведение друг друга, так и появляются их нормативные жалобы.

Вместе с контролем над поведением дети осваивают управление своей памятью, своим восприятием и мышлением. Старшие дошкольники уже могут сознательно ставить себе цели увидеть, запомнить, услышать, понять и могут приложить усилия для их достижения. Но, несмотря на появление первого волевого усилия, поведенческое развитие дошкольника не целесообразно называть «волевым актом». Оно во многом непроизвольно и оно импульсивно. Развитие воли ребенка идет по нескольким направлениям: 1) установление отношений между мотивами и целью действий; 2) развитие целенаправленности; 3) возрастающая регулирующая роль речи. Эти этапы проходит каждый ребенок в своем эмоциональном развитии.