Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности

Библиографическое описание: Шулер М. А. Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности [Текст] / М. А. Шулер // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 557-558.

В современном обществе существует многообразие видов творчества. Педагоги уделяют внимание играм, развивающей и творческой деятельности. Лепка интересна и увлекательна практически для любого возраста, начиная с полутора лет — при условии, если родители занимались самостоятельно с ребенком, либо посещали специальные школы раннего развития.

Мелкая моторика если не будет развита, то у ребенка могут возникнуть следующие трудности:

Плохо развита разговорная речь, необходимая для повседневного общения, а по поводу успеваемости при рисовании возникают проблемы в использовании повседневных предметов (вилка, ложка, кисть, ручка).

Отсутствует слаженность движений. Уделяя внимание развитию мелкой моторики, улучшается работа правого полушария мозга. Правое полушарие мозга отвечает за творческие возможности и мелкую моторику рук, то есть способность к цветовосприятию, запоминанию формы и фактуры предмета, воспроизведение увиденного по памяти, а также структурное мышление, последовательность и упорядоченность телодвижений, внимательность к окружающему миру, способность к запоминанию мелких деталей.

Во всем мире существует многообразие материалов, но остановим внимание на самом распространенном и простом материале — пластилине. Он является безопасным, не токсичным, яркий цвет пластилина возбуждает детское воображение и пробуждает интерес к творческому процессу. Дети могут не бояться ошибиться, потому что если что-то пойдет не по плану, то можно путем надавливания на пластилин изменить форму.

Для человека характерны два вида деятельности противоположные друг другу. Творческая деятельность предполагает создание нового уникального, неповторимого в ней человек воплощает свои оригинальные идеи и замыслы. А репродуктивная деятельность наоборот подразумевает тщательное запоминание плодов чужого творчества и четкое их произведение

Научившись качественно воспроизводить, увиденное, и применив к основным приемам определенного вида творчества, могут приступить к созданию собственного произведения искусства.

Воспроизведение и копирование уже имеющихся образов способствует развитию вкуса, умение познать красоту и чувственность данного образа(произведения).

На фундаменте репродуктивной деятельности формируется многогранность самовыражения.

Если не развивать базовые навыки, необходимые умения для определенного вида творчества, то можно получить не тот результат, который был изначально запланирован, это приведет к снижению мотивации и заинтересованности в творческом процессе.

Основными составляющими творческого процесса являются мотив (эмоцмонально-побуждающий компонент), проявление повседневный компонент, развитые творческие способности помогают человеку активно развиваться в различных областях.

Однако программы по творческой деятельности разработаны таким образом, что деятельность по лепке с учетом программы проходит примерно 1 раз в месяц, что является недостаточным для активного развития мелкой моторики.

Под творчеством рассматривают такие особенности человека (индивидуальные) проявляющиеся им в практической или теоретической деятельности. В настоящее время развитию личности особое внимание уделяют не только психологи, но и педагоги и социологи. В связи с этим встает вопрос о необходимости создания условий для выявления одаренности. Разностороннее развитие представляет собой оптимальные возможности различных сторон личности.

Творческие способности влияют на повышение культурного уровня жизни. Творческая деятельность должна вызывать интерес, мотивируя на создание новых образов, опираясь на предыдущий опыт.

Творческий процесс включает в себя следующие составляющие — поиск, мышление, психические переживания, интерес.

Три этапа творческого пути

Начальный этап появление творческой ситуации

Второй этап эвристический (идеи, решения, замысел, интуиция) изобретение

Третий этап — завершение (логические, эмоционально-образные, эстетические.

Главная особенность творческой личности — потребность в творчестве, становящаяся жизненной необходимостью.

Работая с детьми, результатом стали качества и навыки, развивающиеся при лепке:

Развитие мелкой моторики рук

Изучение и умение отличить один цвет от другого

Применение разных методов изменения формы путем отщипывания (отделение одной формы от другой)

Через определенные фигуры (используется пластилин и при помощи готовой формы и вдавливания пластилина в форму он изменяется)

Особенности методики:

- свободные группы, в которых ребенок чувствует себя свободно, не чувствует давление педагога.

- педагогика сотрудничества, сотворчества воспитателя и дошкольника.

- игровые методики.

- мотивация: стремление личности к развитию новых навыков и умений, к самоутверждению, самореализации. при благоприятных условиях таких как похвала, награждение грамотами, участие в выставочных работах и на конкурсах.

- на занятиях практикуются различные задания, в том числе и творческие, примером может послужить создание определенной тематики лепки, путем повторения и копирования определенных предметов, с использованием разных цветовых гамм, на усмотрение самого дошкольника.

- при организации конкурсных работ задействовать непосредственно как детей так и их родителей, организовав процесс таким образом, чтобы родители не имея представления о том, где именно работа ребенка, оценивали с помощью баллов.

- были выдвинуты разные номинации самая яркая модель, самая необычная модель, самая загадочная модель.

- использование методов похвалы и награждения грамотами и почетными призами, стимулирует в дальнейшем мотивацию на развитие творческих способностей.

При этом немаловажную роль играет не только педагог, но и родитель создавая атмосферу благоприятную для занятий творческими процессами: наличие материала(пластилин), наличие формочек, дополнительные занятия. благодаря содействию родителей и педагогов ребенок грамотно развивается в различных направлениях. самым привлекательным в задании по лепке было использование предыдущего опыта, первое задание было таким слепить то, что ребенок сам хотел, а вторым заданием было слепить с образа к примеру солнышко и травку.

Для свободного задания были предложены: «Вылепи свою любимую игрушку», а потом ребенок должен был рассказать, что это за игрушка, придумать ей имя.

Литература:

1. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007

2. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010