Создание благоприятной предметно-развивающей среды

«Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми».

С.Л.Новосёлова

При создании предметно развивающей среды детства в нашем детском мы  учитывали, что ее прогрессивное воздействие на личность ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретенного в процессе обучения на занятиях. Основными компонентами предметной среды в группе являются центры развития, цель создания которых состоит в предоставлении каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние и пока на уровне интуиции ощутить собственное «Я».

Предметная среда в групповой комнате как система материальных объектов – центров, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка, является основой реализации программного содержания всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

  1. Принципы, которые легли в основу методической разработки.

В основу создания компонентов предметной среды нами положены следующие принципы:

  • создание общего энергетического поля, начина с первого «Здравствуйте, я пришел», «Я есть» и заканчивая местоположением ребенка и воспитателя относительно друг друга в разномасштабном пространстве: глаз-рука, сомасштабном росту ребенка и миру взрослого;
  • создание условий для творческого духовного развития и возможностей «вычерпывать» из организованной среды информацию, необходимую для постановки задач той или иной деятельности;
  • соответствие возможностям ребенка на грани перехода к следующему этапу развития, т.е. среда организуется таким образом, чтобы в недрах ведущего вида деятельности – самодеятельной игре – созрели предпосылки успешности овладения другим видом деятельности – учебным;
  • обогащенности, обеспечивающей содержание природных, социокультурных средств для успешных занятий разнообразной деятельностью;
  • создание функционального комфорта, т.е. оптимального состояния ребенка в процессе активной деятельности, проявляющегося в положительных эмоциях.

Проектируемая нами предметная среда отвечает потребностям развития творческой личности и предусматривает:

v   возможность действовать самостоятельно (творить, фантазировать, экспериментировать);

v    создавать образ собственного мира, психологически близкого ребенку, дружественного и комфортного;

v    быть в постоянном поиске, испытывать желание постичь таинственное, найти необыкновенное в обыкновенном.

Организуя творческую деятельность детей в развивающей предметной среде, воспитатели учитывают ряд факторов, влияющих на формирование базисных психических процессов и побуждающих детей к творчеству:

ü  среда формируется соответствующими возрасту ребенка средствами с небольшим превышением степени их сложности;

ü создание модели свободной от ограничений предметно-развивающей игровой среды, полностью подвластной ребенку;

ü отсутствие загромождения «лишними» предметами, сочетание проблемных и консервативных компонентов, разнообразие игрушек, игрового оборудования, предметов-заместителей;

ü новизна всегда привлекает ребенка и достигается сменой обстановки или функционально закладывается в построение среды;

ü сформированность специальных способностей чувства цвета, формы, композиции, ритма.

Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация: в новой среде дети:

  • участвуют в изменении и обогащении предметно-развивающей среды;
  • начинают понимать свою роль и место среди сверстников;
  • увеличивают  свою активность за счет обогащения предметной среды,
  • развивают базисные личностные характеристики.

В новой среде логопед:

1)       встает на позиции:

  • логопед-экспериментатор: воспитатель вместе с детьми изменяет среду, вносит новизну, дополняет, обогащает в соответствии с запросами, потребностями ребенка;
  • логопед-тьютер: советчик, помощник, соучастник;
    • воспитатель-конструктор образовательного пространства: организация новых поведенческих ситуаций;
    • логопед-тренер: побуждает детей на выполнение неоднократных действий в разных видах деятельности.

2)      организуют деятельность детей в предметно-развивающей среде  на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности, психологической защищенности;

3)      мотивируют детей  на посильное участие  в изменении  предметно-развивающей среды;

4)      овладевают системой упражнений  (ситуаций)  для эффективного погружения детей в деятельность различных центров;

5)      создают модель новой предметно-развивающей среды.

Изменения в предметно-развивающей среде:

  • предложена новая структура предметно-развивающей среды;
  • обоснована деятельность центров развития в группе;
  • произошло насыщение предметно-развивающей среды материалом и оборудованием;
  • просматривается взаимосвязь содержания предметно-развивающей среды и деятельности детей;
  • повысились доступность, качество, насыщенность, эстетическая привлекательность, содержание.

Таким образом, модернизация предметно-развивающей среды необходима, т.к.

  • ребенок может в среде закрепить то, что он получил в процессе занятия;
  • среда способствует обогащению социального опыта ребенка;
  • предметная среда дает возможность для детского экспериментирования;
  • среда обогащает и развивает сюжетно-ролевую игру, как основной вид деятельности, в ней формируется важное новообразование дошкольного детства – произвольность;

Конструирование предметно-развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала педагогов и детей; умению творчески, оригинально мыслить; решению творческих задач; принятию неординарных решений в условиях риска; знанию законов логики и эвристических приемов мышления.

Это то место, где дети узнают много нового и интересного. Назначение логопедического кабинета — коррекция речевых нарушений у детей. Весь материал: игры, игрушки — доступен для пользования детьми и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. В кабинете имеются:

1.  Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие: мышления;  разных видов памяти;  разных видов внимания;  воображения и фантазии;  зрительного восприятия;  слухового восприятия; тонкой (мелкой) моторики рук; физиологического (диафрагмального) дыхания; звукопроизношения; а также материалы:  по обучению грамоте;  на предупреждение дисграфии;  на предупреждение дислексии;  на формирование лексики;  на формирование грамматического строя речи;  на формирование связной речи.

2. Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем: