Дидактическая игра как средство развития изобразительных умений и навыков у дошкольников

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жи-вительный поток представлений, понятий об окружающем мире». В. А. Сухомлинский

Самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность - игра. Она являет-ся средством познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но, в то же время, приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Даже препятствия, которые в ней приходится преодолевать, не угнетают ребенка. Когда он иг-рает, он живет в созданной им, воображаемой ситуации, а реальная обстановка комнаты отступает на задний план.

Поэтому потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных обучающих задач. Руководя игрой, органи-зуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ре-бёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, что бы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Для детей важна мотивация к деятельности, поэтому незаменимыми помощниками в моей работе выступают дидактические игры. Это особая форма воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Я заметила, что использование игровой мотивации усиливает внимание детей к поставленной задаче, стимулирует мышление, воображение, фантазию. В игре все дети чувствуют себя в естественной среде, поставлены в равные условия, каждый имеет шанс пусть на маленькую, но победу.

Для развития изобразительных умений и навыков я подобрала такие художественно-дидактические игры и упражнения, которые помогают детям лучше понять смысл учебной задачи и осознать способы выполнения действий. Длительность одной игры составляет 5-10 минут. Стараюсь объяснять содержание эмоционально, кратко, понятно. Иногда показываю пробный ход, во время которого учу действовать, знакомлю с правилами игры. Но самое главное условие в моей работе — все дидактические игры и упражнения согласую с содержанием последующей изобразительной деятельности.

Художественно-дидактические игры можно разделить на условные группы.

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструк-тивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное во-ображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэ-ту». Дети с удовольствием играют в игру «Рисовальный конструктор», соединяя и комби-нируя различные геометрические фигуры, составляют из них изображения домика, маши-ны, человека. Эта игра учит их правильно воспринимать форму предмета и его строение. Ребята соотносят предмет с соответствующим геометрическим образом, а если форма бо-лее сложная, то «делят» предмет на составляющие его отдельные элементы, соответству-ющие тем или иным геометрическим образцам, и определяют соотношение элементов между собой.

2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холод-ный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе. Во всех этих играх дети учатся выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета, умение различать оттенки одного цвета.

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, ве-личине. Например: в игре «Парные картинки» - необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные» - дети собирают целое животное из различ-ных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост). Одна из самых сложных задач - научить дошкольников передавать пропорциональные отношения в предмете. Дети, даже в подготовительной группе, не овладевают ею в полной мере. Передача пропорций требует тонкого, точного, расчленённого и одновременно целостного видения изображения, хорошо согласованной работы зрения и руки. Особенно трудно даётся дошкольникам изображение людей. Для овладения этой задачи мы изготовили дидактическую игру «Весёлый человечек» и предлагали детям собрать из них человечков в разных позах. Сначала в самых простых: человек стоит с раздвинутыми в стороны ногами и руками, делает стойку на руках, шпагат. А затем дети учились выкладывать фигуры человечков в более сложных движениях: бежит, плывёт, прыгает, танцует. С увлечением срисовывали получившиеся силуэты, рисовали людей из овалов, «наряжая» их в разную одежду. Перед изображением человека играли в игру «Делай как я». Ведущий показывает различные движения или положения тела, а играющие должны повторить их. А игра «Покажи часть тела» кроме развития внимания и быстроты мышления служит подготовкой к изображению человеческой фигуры.

Чтобы научить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематическом изображениях, использовали настольную игру «Составь пару». Подобные игры позволяют учить в лепке, рисунке, аппликации изображать человека в разной одежде, передавая его движения.

4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоя-тельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».

Чтобы развивать у детей чувство симметрии использовали дидактическую игру «Бабоч-ки». Дети закрепляли названия геометрических фигур, цветов, составляя полное изобра-жение бабочки так, чтобы её крылья получились симметричными. Вне занятия дети ис-пользуют эту игру как «Лото», когда все геометрические фигуры находятся в коробке у водящего, а у каждого игрока — карточка с неполным изображением бабочки. Выигрыва-ет тот, кто первым составит полное изображение.

5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равно-мерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осо-знанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне. Одной из композиционных ошибок при работе над пейзажем являлось неправильное изображение неба и земли в виде тонких полосок вверху и внизу листа. А между ними что? Чтобы исправить их, на прогулках, решали вопрос: где же заканчивается небо, и играли в «Фотографов», глядя на окружающий мир через рамку для фотографии, выбирали лучший пейзаж с одним или двумя деревьями, уточняли, где в этом пейзаже заканчиваются земля и небо. Эту же задачу решала игра «Выложи пейзаж», которую использовали в разных интерпретациях перед работой над пейзажами.

6. Игры на закрепление знаний жанров живописи: «Из чего состоит пейзаж? », «Что нужно для натюрморта? ». Знакомя с произведениями искусства, мы старались закрепить знания детей о жанрах изобразительного искусства, учили понимать не только сюжетную сторону картины, но и средства выразительности, применяемые художниками для вопло-щения своих замыслов, старались развивать умение пользоваться определённым изобра-зительным словарём, пояснять свои ответы, подбирать эпитеты. Для этого мы использова-ли следующие дидактические игры: «Найди картины, написанные тёплыми и холодными красками», «Разбери картины по группам», «Какие жанры перемешались в картине? », «Найди лишние предметы, не свойственные этому жанру», «Что нарисовал худож-ник? », мозаики – «натюрморт», «портрет», «пейзаж». При знакомстве с таким жанром живописи, как портрет для формирования умения передавать в рисунке настроение и вы-ражение лица, использовали дидактическую игру «Какое выражение лица бывает у лю-дей? ».

7. Игры по декоративно-прикладному искусству.

При закреплении знаний народных росписей в старшей и подготовительной группах можно использовать игры «Кони расписные», «С какой росписи птица? », «Подбери узор», «Узнай элементы узора». В этих играх дети уточняют и закрепляют представления об основных элементах какой-либо росписи, учатся вычленять отдельные элементы узора, определяют к мотивам, какой росписи относятся птица и лошадь и называют вид при-кладного творчества. В игре «Матрёшкин сарафан» дети подбирают основные элементы росписи русской матрешки, закрепляют знания русской и мордовской национальной одежды.

8. Игры, направленные на развитие творческого воображе

ния[/b]: Игры «Волшебный круг, «Волшебные превращения», «Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой», «Не-обычный зоопарк» научили детей творчески работать с различными геометрическими формами, превращая их в разнообразные предметы. На прогулке с детьми рассматриваем облака и придумываем, на что они похожи.

Дидактические игры имеют большое значение и в свободной деятельности. Ребята, еще и еще раз проигрывают ситуацию, применяют на практике знания и умения, пока они не перейдут в навык. Тогда-то и происходит окончательное понимание и освоение учебного материала. Дети очень любят, когда мы играем вместе. Я стараюсь, чтобы дети самостоятельно преодолевали препятствия и достигали поставлен-ную цель. Они должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вы-вод, используя имеющиеся знания и опыт.

Исходя из этого, я считаю, что дидактическая игра является ценным средством развития изобразительных умений и навыков у дошкольников. Она помогает сделать любой учебный ма-териал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает ра-достное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Благодаря игре и игровым заданиям мои занятия становятся более интересными и при-влекательными для детей, вызывают у них яркий эмоциональный отклик. В результате, повышается качество рисунков, потому что дети не просто рисуют, а передают в изобра-жениях образы игры.

Хочется закончить мою статью словами педагога-новатора Станислава Теофиловича Шат-ского: «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества».