Сенсорное развитие

В дошкольном возрасте происходит совершенствование ориентировки ребенка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все точ чнише оценивать их цвет, форму, размер, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять звуки по высоте, улавливать ритмический рисунок, п ры восприятии речи - слышать малейшие различия в произношении сходных звуковів.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о различных свойства и отношения предметов и явлений, овладение новыми действиями восприятия, позволяет полнее ше и подробнее воспринимать окружающий сви.

Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о различных свойствах предметов Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новы их предметов в процессе их восприятия Дошкольник переходит от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсор них эталонеів.

Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидности свойств и отношений Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, за помощью которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства размещены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакамми.

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами в процессе овладения различными видами продуктивной деятельности

Осложнения продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые эталоны Примерно до четырех - пяти лет она овладевает сравнению полным набором эталонов формы и цветных ору В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношении по размеру между тремя предметами (большой - меньше - маленький), дети способны оценивать размер знакомых пр едметив независимо от сравнения их с другими предметами (\"слон большой\", \"комар маленький\") Кроме общих эталонов величины, у детей складываются представления об отдельных ее измерения - длину, ширину, высотдовжину, ширину, висоту.

Усвоение сенсорных эталонов - только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов Вторая сторона - это усовершенствование действия восприятия Совершенствование действий восприятия дошкольника имеет в своей основе определенную закономерность - преобразование внешних ориентировочных действий действия восприятиятя.

протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия Различия между этими действиями определяются различиями в соотношение глашение между свойствами предметов восприятия и теми эталонами, с помощью которых эти свойства определяются Действия идентификации выполняемых в случаях, когда свойство предмета восприятия полностью спи бросается с эталоном Действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, когда наряду с чертами сходства существуют некоторые черты различия Моделирующие действия виконуют ься при восприятии объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены с помощью одного эталона, а требуют одновременного использования двух или более эталонеонів.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter