Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший день!»

Аннотация

Часто бывает так, что ребенок чувствует себя лишним в коллективе сверстников,  и как следствие у него занижена самооценка, он тревожен или агрессивен, замкнут или демонстративен. Как помочь ребенку почувствовать себя нужным? Могут ли педагоги, родители специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих? В предлагаемом материале представлена комплексная работа педагога – психолога, родителей, педагогов по формированию адекватного уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста, ведь работая с ситуацией отвергаемого в группе, нужно смотреть на эту проблему объемно, как на проблему всей группы, включая педагогов и родителей.  Методическая разработка может быть полезна педагогам – психологам, педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

За основу взяты пособия Корепановой М.В. Харламповой Е.В:

- курс социально - личностного развития «Познаю себя»;

- «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»;

- «Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников».

Совместная образовательная деятельность организуется с подгруппой детей старшего дошкольного возраста не более 10ти человек.

Актуальность.

Период старшего дошкольного возраста характеризуется зарождением самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок.

Самооценка - важный компонент развивающейся личности (в частности, ее самосознания). При неправильном формировании самооценки личностное развитие идет по неблагоприятному пути: возникают эмоциональные и поведенческие отклонения.

Для изучения особенностей самооценки и соотношения реального Я и идеального Я с детьми старшего дошкольного возраста мною была использована методика «Лесенка» Н.В. Нижегородцевой и «Социометрия межличностных отношений» (см. Приложение 2, 3). Результаты проведенного исследования и наблюдения за детьми в группе позволили выявить детей группы риска (отвергаемые с заниженной самооценкой).

Комплекс мероприятий, способствующих оптимизации внутригруппового статуса детей включал в себя основные направления работы:

- с педагогическим персоналом;

- с родителями;

- с детьми на подгрупповых занятиях по курсу «Познаю себя».

Программа социально-личностного развития дошкольников «Познаю себя» рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В рамках реализации этого курса мною было расширено тематическое планирование занятий для детей старшей группы по теме «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста», разработан сборник практических рекомендаций и игр по формированию адекватной самооценки для родителей и педагогов (сборник распространен среди педагогов города). Апробация наработанного материала позволила увидеть положительную динамику во внутригрупповых взаимоотношениях, формирование адекватной самооценки и улучшение статуса ранее отвергаемых сверстниками детей. Опыт работы был представлен на городском методическом объединении по социально – личностному развитию детей для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В результате реализации мероприятия дети учатся:

    оценивать поступки, выделяя достоинства и недостатки собственного поведения; видеть друг в друге достоинства, положительные черты и качества; доверять сверстникам; знать какое поведение приемлемо при общении с окружающими; развивать навыки самоконтроля и умения снимать мышечное напряжение; контролировать свои эмоциональные реакции, понимать и описывать свои желания и чувства;

Для достижения результата мною поставлены следующие педагогические задачи:

    развитие способности к произвольней психической саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями; формирование родительской компетентности в вопросах развития эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста; развитие способности самовыражения через творческую активность; решение проблем эмоционально – личностного развития детей через вовлечение их в подгрупповую совместную деятельность; развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать; помощь в приобретении навыков и умений, необходимых для адекватного поведения в обществе; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; формирование культуры речевого общения; развитие игровых навыков, произвольного поведения. знакомство детей с особенностями и возможностями человеческого общения.

Критериями оценки эффективности мероприятия являются положительные отзывы детей, их активность на занятии, включенность во все виды деятельности, продолжение игровой деятельности в непосредственной – вне занятия.

По результатам заключительного анкетирования также можно сделать вывод о результативности комплексной работы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста ( методика «Лесенка» Н.В. Нижегородцевой, социометрическая проба «День рождения»)

Формы и методы организации совместной образовательной деятельности.

Мероприятие организуется с использованием игровой, коммуникативной, двигательной видов деятельности и конструирования. Совместная образовательная деятельность проводится с подгруппой детей не более 10ти человек.

Участники мероприятия: дети старшей группы, педагог – психолог, педагоги, родители.

Условия воспроизводимости:

Одним из главных условий воспроизводимости мероприятия является уровень подготовленности и развития детей. Занятие предполагает, что дошкольники умеют обращаться с тем материалом, который им предлагается. Дети, как правило, демонстрируют свою эмоциональную вовлеченность, активно участвуют в мероприятии, выступают с предложениями, идеями.

Игры и упражнения сформированы таким образом, что использовать их в своей деятельности могут не только педагоги дошкольных образовательных учреждений, но и учителя средней школы. Методическая разработка для родителей универсальна по своему содержанию и может применяться повсеместно. Подготовка к мероприятию не требует больших материальных затрат, требуемое оборудование может взаимозаменяться другими подходящими предметами.

Сценарий занятия составлен с учетом принципа минимакса. Поэтому, исходя из индивидуальных возможностей детей, оснащения группы, можно добавлять и убирать некоторые задания и игры.

Примерный сценарий мероприятия:

Цель: формирование адекватной самооценки, развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

    развитие доброжелательного отношения друг к другу; создание комфортной обстановки для каждого участника; осознание собственной ценности и ценности других людей; развитие коммуникативных навыков игрового взаимодействия; формирование интереса к совместному и индивидуальному творчеству; воспитание чувства сострадания, желания поддержать и заботиться друг о друге; снятие психофизических и психоэмоциональных зажимов; формирование позитивного восприятия детьми друг друга; воспитание эмпатии, толерантности.

Возраст детей. старший дошкольный возраст.

Условия проведения: групповое помещение, музыкальный зал, комната дополнительного образования.

Предварительная работа. Перед проведением мероприятия в группе изучаются особенности самооценки и соотношения реального Я и идеального Я («Лесенка», «Социометрия межличностных отношений»), обсуждаются результаты с педагогами группы, проводится наблюдение за детьми в группе, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов и сборник игр и упражнений  по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста (см. Приложение 1).

Дополнительно с родителями группы запущен проект «Звезда недели». Чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада был оформлен стенд "Звезда недели", на котором раз в неделю вся информация была посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получил возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми (примеры рубрик, вариант оформления смотрите в методическом сборнике. Приложение 1).

Материалы и оборудование.

- красочный мяч или привлекательная игрушка;

- «волшебная» палочка;

- мягкие кубы - модули по количеству участвующих детей;

- картонные коробки или красивые объемные баночки по количеству участников;

- вырезки из журналов, бисер, ракушки, бусины, ножницы, клей, пластилин, разноцветная бумага для обертывания подарков, салфетки и др.

- платки большого размера (или ткань) по количеству участвующих детей;

- релаксационная музыка (звуки природы, леса, воды и др).

Ход мероприятия:

На полу в форме круга раскладываются мягкие кубы - модули, на которые садятся дети так, как им удобно.

Игра «Приветствие»

Цель:  сплочение группы, доброжелательный психологический настрой.

Ведущий предлагает детям по кругу пропеть приветствие:

«Доброе утро (день), Матвей ( улыбнутся, кивнуть головой ),

Доброе утро, Маша… ( и так далее по кругу ),

Доброе утро, солнце ( поднять руки, затем отпустить ),

Доброе утро, небо ( поднять руки через стороны вверх ),

Доброе утро всем нам! ( поворачиваются к соседу справа и слева )».

Игра «Найди партнера».

Цель:  формирование внимательного отношения друг к другу.

Ведущий предлагает детям внимательно посмотреть друг на друга,  найти, чем они похожи (ответы детей).

Затем дети объединяются в пары с тем, у кого одинакового цвета носки, одной длины волосы, есть пуговицы, голубые глаза и т.д.

Работа со сказкой.   Далее ведущий рассказывает детям сказку о цветке, которому никак не удавалось подружиться, просит их подумать, почему это произошло, а затем объяснить, как незабудка все - таки сумела сделать это.

Незабудка не смогла подружиться.  (Гавриленко О.)

Недалеко от большого города был лес, а в лесу была поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы на этой поляне были разнообразные, и они умели разговаривать. Каждый из цветов рассказывал другому лесные новости или играл в мячик из капелек росы. Всем  цветам было весело и интересно жить на этой лесной полянке.

Однажды утром на поляне появился новый цветок на  тоненьком стебельке с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном ( Как вы думаете, что это за цветок? ).

- Ты похож на обыкновенную траву, - сказали большие красные цветы Мака, - ведь ты такой зеленый.

- Нет, - ответил новый цветок, - я цветок Незабудка.

- Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! – сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках. – Вот мы, Ромашки, на этой поляне растем уже давно и цветов по имени Незабудка не знаем.

- Таких цветов не бывает, - зазвенел Колокольчик, - нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветов по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали:

- Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой. ( Правильно ли поступили цветы? )

Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя: «Да, я вся зеленая, и бутон мой не раскрылся, никто и говорить со мной не хочет, и играть тоже…» От этой мысли она почувствовала себя очень одинокой и всеми покинутой. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, и нераспустившийся бутон наклонился к земле… Незабудка уже совсем завяла, как вдруг ( Как вы думаете, что произошло дальше? Ответы детей не обсуждаются ) пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

- Смотрите, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце.

- А мы, - зазвенели Колокольчики, - самые звонкие на всей поляне! Мы знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее никто и не слушал, ведь она была не похожа на цветок.

«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился, и они увидели, что я тоже цветок» - так думала Незабудка.

Вдруг на поляну пришли ( Кто пришел на поляну? ) люди, и Незабудка испугалась, что на нее наступят и уже никто никогда ее не увидит, ведь она такая же зеленая и тонкая, как трава. Но этого не случилось.

На следующий день Незабудка так сильно постаралась, так сильно напрягла свои силы, что из бутона появился цветок – очень красивый, голубой с белым, по форме своей непохожий ни на один цветок на поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

- Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка.

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов, и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся, и все увидели, что она Незабудка – прекрасный цветок.

- Чему учит эта сказка?

- А поступаем ли мы иногда так же, как эти цветы на поляне?

- Хотели бы вы оказаться на месте Незабудки?

Игра «Копилка достижений».

Цель:  формирование умения оценивать себя и свои поступки, работать по своему творческому замыслу.

Это игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Достичь цели повышения самооценки каждого отдельного ребенка можно при систематическом использовании этого игрового приема. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением ежедневных достижений детей с заниженной самооценкой.

Ведущий предлагает детям украсить свои картонные коробки или баночки так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. На поверхности этой копилки могут появиться рисунки, симпатичные узоры, украшения.

Ведущий вводит правило: ежедневно на отдельных приготовленных листочках небольшого размера дети при помощи взрослого (педагога, родителя, психолога) вспоминают и записывают какое - то свое главное достижение за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение на празднике", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

В конце данного занятия дети должны положить в свою копилку одно достижение – чего он достиг на занятии, что узнал и т.д.

Игра "Скульптура".

Цель:  развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение, развитие умения работать в паре, договариваться.

Ведущий предлагает детям разбиться на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию ведущего скульптор лепит из "глины" скульптуру:

- ребенка, который ничего не боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

Игра «Солнышко».

Цель:  способствует психологической разгрузке, формированию доброжелательных взаимоотношений, умению видеть друг в друге хорошие черты и качества.

Это игра, которая позволяет получить от других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. При наличии отвергаемого ребенка в группе можно провести это упражнение индивидуально для него в день рождения, день ангела, другого значимого события.

Переключите внимание детей на ребенка словами: "Посмотрите, что-то наш (называем имя ребёнка) совсем замерз. Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем его все вместе!"

Дети садятся в круг на мягкие кубы – модули, стулья, можно встать вокруг ребенка. В центре встает выбранный ребенок. Остальные берут по одному цветному карандашу, цветной ленте (ведущий объясняет детям, что это лучики солнца). Такое солнышко можно «подарить» озябшему с добрыми словами, сказав о том, что каждому из нас нравится в имениннике, за что того можно уважать. Ведущий при затруднении детей, показывает пример сам, сказав одно предложение - комплимент ребенку и отдает ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть говорить "спасибо", можно добавить "очень приятно", если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все дети по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свои лучики. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.

Игра «Волшебная палочка»

Цель:  развитие способности понимать желания себя и окружающих, осознание своих желаний и потребностей.

Это упражнение также можно провести индивидуально для ребенка с низким социальным статусом в день рождения, день ангела, другого значимого события.

Ведущий спрашивает у ребенка, какие бы три желания он попросил, будь у него волшебная палочка, причем первое желание - для всех людей, второе - для близкого человека, третье - для себя.

Игра «Закончи предложение».

Цель:  способствует осознанию себя, отреагированию эмоций и чувств, развитию эмпатии.

Ведущий держит в руках разноцветный, яркий мяч, по очереди начинает кидать его детям, начиная предложение, а ребенок его должен закончить.

Я уважаю себя за то, что …

Я удивляюсь себе, когда …

Я самостоятельный, я …

Я умею.

Я могу.

Я хочу научиться.

У меня получится …

Я расстраиваюсь если …

Игра может продолжаться до тех пор, пока не закончится фантазия ведущего и детей.

Игра «Свободное падение».

Цель:  способствует развитию доверия, снятию мышечных зажимов и напряжения.

Игра проводится в том случае, когда ведущий уверен в том, что дети могут справиться с заданием, и страхует, помогает детям.

Ребенок (лучше отвергаемый с низким социальным статусом) встает спиной к группе. Остальные участники делятся на пары, встают напротив друг друга, садятся на пол, плотно прижавшись плечами с соседом справа и слева, вытягивают руки вперед и крепко держаться за руки. Выбранный ребенок должен упасть спиной на руки ребят.

Упражнение по желанию педагога может усложняться: ребенок встает на стулья разной высоты (в этом случае дети встают).

Этюд «Полянка ласки и нежности».

Цель:  погружение во внутренний мир эмоций, релаксация.

Ведущий говорит под звуки релаксационной музыки: «Ребята, мы с вами попали на «Полянку ласки и нежности». Какая замечательная полянка, она зовет нас отдохнуть… Но прежде, скажите мне, как вас ласково называют? (ответы детей)

Ведущий продолжает: «Вот вам платочки, завернитесь ими, как будто вас обняла мама. А теперь закройте глаза и представьте, что мама шепчет вам ласковое имя». Ведущий шепотом называет ласково каждого ребенка, ребенок шепотом повторяет.  При этом дети могут занимать любое положение – сидеть, лежать, свернувшись клубочком, стоять и т.д.

Ведущий: «А теперь откройте глаза, назовите еще раз ласково свое имя».

Завершение мероприятия.

В конце каждого мероприятия дети делятся своими впечатлениями и эмоциями, рассказывают о том, что им понравилось больше всего. В начале и конце мероприятия заполняют цветовой дневничок настроения.

Список литературы и источников:

    Корепанова М.В. Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально – личностного развития детей дошкольного возраста. – М. Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. Корепанова М.В. Харлампова Е.В. Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников (раздаточный материал). – М. Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. Корепанова М.В. Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. – М. Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М. «Издательство ГНОМ и Д», 2002. Справочник педагога – психолога. Детский сад, №3, 2013. Справочник педагога – психолога. Детский сад, №10, 2013. Справочник педагога – психолога. Детский сад, №11, 2013.