Формирование выразительности речи у старших дошкольников

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников

1.2 Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников

1.3 Способы и методы формирования выразительности речи

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр

2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы и констатирующий этап исследования

2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец [9, 36], так же педагогов - А.В. Лагутина А.В. Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, и др.[21,34,38]. Однако в этих работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.

До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера:

- какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками;

- каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности;

- на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.

Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.

Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:

- выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;

- традиционность и импровизационность;

- возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.

В силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.

Постановки русских народных сказок, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.

В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр такими авторами, как Г.И. Батурина, Р.И. Жуковская, Бородич А.М. и др. [6, 7,15].

Однако, признавая бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику формирования выразительности речи театрализованными играми, в связи, с чем в дошкольных учреждениях возникают затруднения по формированию выразительности речи посредством театрализованных игр.

Актуальность исследования определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью формирования выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. Поэтому тему нашего исследования обусловили несомненная значимость театрализованных игр в формировании выразительности речи и освоения речевой культуры.

Объект исследования. процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Предмет исследования: использование театрализованных игр как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Цель исследования. изучить литературу по вопросу формирования выразительности речи и определить возможности формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр.

Гипотеза исследования: формирование выразительности речи средствами театрализованных игр у старших дошкольников будет проходить успешнее, если при разработке театрализованных игр:

1) учитывать индивидуальные психолого-педагогические особенности

2) применять при проведении театрализованных игр эффективные способы формирования выразительности речи у старших дошкольников

3) организовывать активное участие родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2) рассмотреть возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников

3) изучить способы формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр

4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

5) разработать методические рекомендации по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

Методы исследования. использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение психолого-педагогической литературы; разработка и проведение педагогического эксперимента, включающий констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент; обработка и интерпретация результатов.

База исследования. МДОУ № 4 «Ладушки» с. Джалинда, Сковородинского района. В педагогическом эксперименте участвовали дети подготовительной группы 6-7 лет, 18 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования могут применяться при разработке развивающих программ не только для формирования выразительности речи у старших дошкольников, но и для развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения.

1 . Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Жилин, Г.Г. Кравцов, и др.) [9,20,37].

В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Л. С. Выготский и др.)[9].

Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н. Филичева Т.Б. Швачкин Н.Х. и др.[10,40,42]

Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок становится чутким к звучанию слов взрослых, и от случая к случаю он руководствуется в овладении звуками языка преимущественно то слухом, то артикуляцией.

Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность. Неоднократно отмечались случаи, когда ребенок, схватывая слоговой состав слова, обращает мало внимания на звуки этого слова. Слова, произносимые в этих случаях детьми, большей частью весьма точно отвечают по количеству слогов словам взрослых, но по составу звуков чрезвычайно отличаются от них [2,с.56]. Ритмичность речевого выражения и восприятия ребенком обнаруживается в случаях так называемой слоговой элизии, то есть опускания слогов слова. Общепринятое определение слоговой элизии гласит: ребенок выделяет в слове ударный слог и обычно опускает неударные слоги. Например, вместо «молоток» ребенок произносит «ток», вместо «голова» - «ва».

По вопросу о ритмической структуре начальных речевых выражений нет никаких высказываний в литературе. Однако некоторые данные, имеющиеся в дневниках родителей, позволили Н.Х. Швачкину придти к выводу, что первые ритмические выражения принимают структуру хорея [42, с.102]. Это предположение подкрепляется тем, что первые слова, с которыми взрослый обращается к ребенку, по преимуществу, двухсложны с ударением на первом слоге.

В процессе дальнейшего речевого развития, ребенок сталкивается со словами взрослых, которые обладают различной ритмической структурой. Как известно, слова русского языка в ритмическом отношении могут быть односложными, двухсложными (хорей, ямб), трехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест) и, наконец, многосложными.

Указанные факты приводят к выводу, что слоговая элизия происходит не только вследствие выделения ударного слога и опущения неударных слогов и не только в силу несовершенства артикуляции звуков слова, а и в связи с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической структуре - в структуре хорея.

С развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть служебную роль, они подчиняются слову. В связи с этим удельный вес хорея в речи ребенка снижается [41,с.118].

Ритмико-интонационная активность ребенка направляется в сторону стихотворного творчества. Это характерно для всего периода дошкольного детства, причем у младшего дошкольника обнаруживается преобладание ритма и интонации над словом. Наблюдаются случаи, когда в детском саду дети постигают ритм песни, не улавливая всех ее слов [41,с.119].

Стихотворное творчество ребенка на начальной ступени обычно сопровождается его телодвижениями. Однако не все стихи ребенка непосредственно связаны с жестикуляцией. Есть песенки и прибаутки, не сопровождаемые никакими движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией.

Вся деятельность ребенка связана с песней. Есть песни сказочные, хоровые, игральные. Однако недолго игры и другая деятельность ребенка сопровождаются песней. Дети бросают петь при своих играх, они переходят к играм без песен.

К этому же периоду отмечается изменение ритма и в стихах детей. Пропадает хорей. Сами стихи становятся аритмичными.

При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность [3,с.89].

Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками [1,с.151]:

Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.