Введения

Тема данной работы «Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что игру традиционно связывают с детством.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Теоретические основы детской игры исследовали ведущие педагоги и психологи: Сухомлинский В.А. Крупская Н.К. Макаренко  А. С. Выготский Л. С. . Запорожец А. В.,  Рубинштейн С. Л. Эльконин Д. Б. и многие другие.

В связи с этим целью данной работы: Теоретическое рассмотрение игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования :  Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотрение литературы по проблеме исследования;

2. Выявить особенности  и сущность детской игры;

3. Рассмотреть классификацию детских игр;

4. Выделить  значение игры в  формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

Методы исследования: В работе использованы материалы методических пособий, педагогической и психологической литературы.

Глава 1. Сущность и своеобразие игры как деятельности ребенка

1.1.Сущность и понятие игр

В условиях современных стандартов педагогам необходимо знать траекторию развития каждого ребенка. Игра-это неотъемлемая часть развития детей.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Детская игра имеет многовековую историю. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащения внутреннего содержания».[1]

Крупская Н. К. считала игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников — способ познания окружающего». [2]

Горький А. М. писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Эти высказывания подтверждаются данными физиологии. [3]

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы».

А.С.Макаренко писал: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка…Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»[4]

Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.[5]

Сеченов И. М. говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека — безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к подражанию.[6]

Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В игре учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов.

Значение использования игр в детском возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровня психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает себя замещение (в место людей – кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность.[7]

Игра – это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. Н.К.Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

1.2.Классификация игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. Также он раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных. [8]

В педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Купской Н.К. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми».

Творческие игры различаются по:

¾ содержанию (отражение труда взрослых, быта, событий общественной жизни);

¾ организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

¾ по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок, строительные).

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические.

Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

Сегодня мы поговорим о том, что существует много классификаций игр, так как время от времени возникала и возникает потребность в их систематизации с целью наиболее адекватного использования в воспитании и обучении детей.[9]

Большинство классификаций опирается на содержание и воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, особенности поведения играющих и т.п. Есть классификации, основанные на выделении психических процессов, преимущественно реализуемых в игре. Неоднократно выдвигались классификационные принципы, определяемые этнической принадлежности играющих, древностью игр и их направленностью на воспитание тех или иных черт личности. В основу классификации игр иногда предлагается положить их внутреннее строение. Распространены также классификации, связанные с особенностями материала игрового поля или места, где играют.

Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме детских игр, показывает, что их многообразие требует пристального внимания к ним, в том числе и с точки зрения их классификации.

Вместе с тем в последние десятилетия в некоторых программах из всего многообразия игр были выбраны лишь сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и иногда еще и музыкальные, что свидетельствует о недооценке игры как традиционного средства воспитания детей и как формы организации их жизни.

У многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате – игры недостаточно используются в педагогическом процессе. Итог весьма печален: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями.

Предлагаемая классификация игр, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. По этому признаку все игры разбиваются на 3 класса: игры, возникающие по инициативе ребенка; игры по инициативе взрослого; народные игры.

I. Игры, возникающие по инициативе ребенка.

Игры-экспериментирования генетически, т.е по происхождению - самые древние. Они восходят к нашим далеким предкам - обезьянам. Игры эти важны тем, что развивают познавательную активность, инициативу ребенка. Такие игры свойственны детям от первого года жизни до 10 лет.

Сюжетные самодеятельные игры - это игры, в которые дети играют сами, по своему выбору и своей инициативе. Роль взрослого в данной игре - не направлять развитие сюжета, не помогать в распределении ролей, не мешать развитию игровой инициативы ребенка. Но и оставаться в стороне взрослый не может.

Виды сюжетных самодеятельных игр:

1. Сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок отображает то, что увидел в реальной жизни: игра в полицейских, в «Макдональдс» и т.д.

2. Сюжетно-ролевые игры - они происходят даже при малом количестве игрушек-заместителей, здесь важен обмен репликами. При этом и сюжет, и распределение ролей - инициатива ребенка.

3. Режиссерские игры - это сюжетно-ролевые игры с фигурками (может быть, с рисованием), когда ребенок продумывает поступки, саму судьбу своих героев. Когда у маленького мальчика, играющего с солдатиками, спросили: «А ты сам - их полководец?», он ответил: «Нет, я их судьба!»

4. Театрализованные игры - когда ребенок берет атрибуты костюмов и «актерничает», изображая взрослых, сверстников и т.д.

II. Игры по инициативе взрослого.

Обучающие игры

- Сюжетно-дидактические (по определенной тематике): они знакомят детей с трудом взрослых, учат уважать труд, расширяют кругозор ребенка (наши сюжетные уголки). Характер игры - репродуктивный, а не творческий: ребенок повторяет действия взрослого.

- Учебные (предметные) дидактические игры - игры на занятиях по РЭМП, развитию речи, обучению грамоте.

Досуговые игры передают ребенку всю палитру культуры народа. Они проводятся во время праздничное, досуговое.

- Интеллектуальные - шашки, шахматы.

- Игры-забавы - кулуарные игры, с одним-двумя детьми, тихие игры с забавными игрушками (движущимися, плавающими).

- Игры-развлечния - шумные, могут быть командные, эстафетные.

- Театральные игры - постановочные, с куклами, спектакли.

- Празднично-карнавальные игры - игры народов мира, шествия, колядования. Это игры на праздниках, утренниках.

- Компьютерные игры - педагогические, научно обоснованные (не низкопробные «стрелялки», «догонялки», «убивалки»). Такими играми обеспечивает ассоциация «Компьютер и детство».

III. Народные игры - традиционные игры, идущие от мировой инициативы этноса. Игра как традиционная культура изучается давно. В ней выделяются:

Обрядовые - они имеют огромное значение для социального развития дошкольников, постижения ими культуры своего народа:

- Семейные - отражают реалии семейной жизни.

- Сезонные - связанные с временами года.

- Культовые - связанные с религиозными культами.

Тренинговые:

- Интеллектуальные - архангелгородская деревянная игрушка-головоломка.

- Сенсо-моторные - курочки, клюющие зернышки; игра в камешки и в косточки, игра в бабки.

- Адаптивные - на адаптацию к природной среде, к среде людей: «Колечко», «Белый камень».

Досуговые

- Игрища -  в них участвуют люди разных возрастов. Они ценны тем, что помогают ребенку в установлении своей социальной роли, приближают ребенка ко взрослым и показывают перспективу развития.

- Тихие игры - перебирание ниток, пуговиц (перед сном).

- Забавы, развлечения.[10]

Возрастная адресованность различных видов игр опирается на представление о непрерывности игры в жизни ребенка. Следует подчеркнуть, что некоторые игры характерны для определенного возраста, а некоторые – практически для всех возрастных групп (их содержание, естественно меняется).

Глава 2.Значение игры в формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Значение игры в развитие коммуникативных навыков старшего дошкольника

О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.

Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. [11]

Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается.

Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.

Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. [12]

Также в  старшем дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Активизировать коммуникативные навыки нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.

2.2.Игра, как  средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

В качестве основных средств и приемов на занятии в различной последовательности используются:

¾ коммуникативные игры,

¾ разыгрывание и решение «трудных ситуаций»,

¾ ритмические и интонационные игры со словом,

¾ обыгрывание эмоционального состояния

¾ подвижные игры и т.д.

Приведем пример занятия «Цветные карандаши»,для развития коммуникативных навыков.

Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки.

Ход занятия

I «Вхождение» (Дети входят в зал под песню «Добрые волшебники»)

Педагог: «Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!»

Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)

¾ Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.

¾ А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.

¾ Наконец, вышли на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой, смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: «Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.

Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми глазами!

Упражнение «Волшебный сон» (Звучит релаксационная музыка)

Педагог тихим голосом читает, подходя и ласково дотрагиваясь до каждого ребёнка:

«Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена…

Дышится легко, ровно, глубоко….

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали

Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов)

Карандаш: «Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т. д.

Ребята, в Школе Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого ребёнка, способствуя его чудесному «превращению» – помогает надеть шапочки и накидки.

Карандаш: «Ребята, а как вы думаете, что можно нарисовать красным карандашом?

(дети предлагают разные варианты рисунков). А я предлагаю Вам нарисовать красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)

Покажем нашим гостям как расцветают цветы на солнечной полянке. Представьте себя маленькими ростками цветов. Выберете, кто каким цветком будет. А теперь, прислушиваясь к тому, что я буду говорить, покажите как растёт и как медленно распускается ваш цветок.

Этюд «Цветы на поляне»

Карандаш: «Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: «Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный.

Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?

II. Карандаш: «Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом? (ответы детей)

Угадайте, а что нарисовал я? Какое животное?

Послушайте сказку о приключениях лисички в лесу и попробуйте мимикой лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые испытала в этот день лисичка в лесу.

Жила-была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить себе праздник и прогуляться по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту.

Села лисичка под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)

Ребята, а как можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти к ней и со словами «уж ты лисонька-лиса, всему свету ты краса!», своим способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т. д. )

III. Карандаш: «А что можно нарисовать жёлтым карандашом? (ответы детей).

Я слышал, как Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много солнышек. Поиграем в игру «Я - солнышко, ты – солнышко», для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова:

Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра)

У меня – нос, у тебя – нос!

У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки)

У меня – сладкие, у тебя – сладкие! (рот)

Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга)

IV. Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш.

Загадка: «Ни окон, ни дверей, полна горница людей» (огурец)

Проводится речевая игра «Огуречик»

«Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик

Приходи на тот конечик

Там мышка живёт

Тебя в гости очень ждёт.

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

VI. Карандаш: «Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? « (Ответы детей).

Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек.

Коммуникативная игра «Клубочек».

Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание.

Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.

VII. Карандаш: «Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом? « (ответы детей)

Проводится музыкальная игра «Колокольчик».

На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось.

Карандаш: « Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще никто не смог так изобразить различные предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).

Молодцы! Покажите, какие вы сегодня были веселые, ловкие, смелые. Погладьте себя по головке, обнимите друг друга. Дети прощаются и уходят.[13]

Заключение

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития. Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир.

Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки.

Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.

Список литературы

1. Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М. Просвещение. 1991 г.

2. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000 г. - №7. – М. – С.16 – 19.

3. Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М. Просвещение, 1981 г.

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. Просвещение 1997.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.

6. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М. - С.24 – 26.

7. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 1989. - 256 с.

8. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – М. - С.58 – 61.

9. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981 г.

10. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение. 1991 г.

11. Бондаренко А. К. Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983 г.

12. Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 1987.

13. Волкова Н. П. Педагогика. К. центр Академия.  2001 г.

14. Доронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981 г.

15. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 24.

16. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.

17. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. – М. - С.124 – 126.

18. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1998 г.

19. Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1995 г.

20. Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет. Днепропетровск.  1997г.

21. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М. 1999, т. 6, с. 345.

22. Максакова А. И. Тумакова Г. А. Учите  играя. М. Просвещение, 1983

23. Макаренко А. С. Игра. — Соч. М. 1997, т. IV.

24. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.

25. Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. – 2005. - №21. – М. – С. 41 - 44.

26. Шмаков С.А. Игра и дети. – М. – Знание, 1998. – 64 с.