Значение формирования пространственного мышления у дошкольников. Актуальность проблемы на сегодняшний день

Одной из первостепенных задач обучения дошкольников является развитие их интеллекта. В свою очередь важной стороной интеллектуального развития ребёнка является развитие его пространственного мышления, обеспечивающего ориентацию в пространстве (практическом и теоретическом, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности.

Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям (инженера, архитектора, строителя, оператора, диспетчера и др.).

Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно и вместе с тем достаточно формализовано выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в инженерной графике, где усиливается роль схематизации, формализации изображений, замены наглядных изображений условными обозначениями с целью придания им более универсального значения позволяющего тем самым отображать большое количество реальных объектов, отличающихся разнообразием свойств и функций.

Но до сих пор в психолого-педагогической литературе недостаточно изучен сам процесс развития пространственного мышления, не разработаны обоснованные критерии для выявления и оценки его сформированности у детей дошкольного возраста, недостаточно разработана методика целенаправленного развития пространственного мышления у детей в процессе обучения математике.

В программах по математике для дошкольников конкретно не ставится и не решается в качестве специальной цели задача развития у них пространственного мышления. Детальный анализ содержания обучения дошкольников математике обнаруживает отсутствие требований к отбору материала, определяющего конкретное содержание и характер работы по развитию пространственного мышления, сравнительную бедность этого материала в количественном и качественном отношении. Внимание в программе по формированию математических представлений фактически полностью уделяется формированию представлений о числе и операций над числами.

В связи с этим пространственное мышление развивается крайне односторонне, главным образом по пути уяснения “размеров” геометрических фигур. Вопросы формы, взаимного расположения фигур и их элементов, ориентировки в реальном окружающем пространстве рассматриваются недостаточно. Недостаточная разработанность методики развития у дошкольников пространственного мышления отрицательно сказывается и на их подготовке к изучению математики в школе.

В программах, учебниках для ВУЗов и педучилищ почти полностью отсутствует конкретный материал, ориентирующий будущего учителя на управление процессом развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста.

Данные анкетирования и наблюдений за работой преподавателей ДОУ позволяют однозначно судить об их низкой теоретической и практической подготовленности по данной методической проблеме. Так, очень мало преподавателей, которые правильно понимают значение терминов «пространственное представление», «пространственное воображение» и «пространственное мышление». Всё это не может не сказаться на уровне развития пространственного мышления и соответствующих знаний и умений детей.

Таким образом, одной из причин низкого уровня развития пространственного мышления у детей является то, что при существующей методике обучения дошкольников математике работа по развитию у них пространственного мышления не ведётся целенаправленно, являясь часто лишь побочным продуктом обучения.

Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время имеет место противоречие между необходимостью развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.