Использование эффективных инновационных технологий в развитии речи детей и коррекции их речевых нарушений

Савельева Елена Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №166» г. Кемерово

Одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия на преодоление ОНР у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка.

Эта задача неразрывно связана с решением комплекса задач по развитию неречевых и речевых психических функций, что обеспечивает достаточно высокую эффективность коррекции имеющихся недостатков становления.

Этому способствует предметно-развивающая среда и комплекс медико-психологического воздействия.

При формировании лексико-грамматических средств языка приоритетными задачами являются: расширение запаса конкретных представлений, развитие активного и пассивного словаря, формирование обобщающих понятий, навыков понимания и употребления словоизменительных форм, словообразовательных моделей, а также умение употреблять различные типы синтаксических структур.

С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста, освоение, закрепление, обогащение и обобщение речевого материала осуществляется в игровой форме с опорой на разнообразную наглядность, что я и пыталась показать в статье.

Работая с детьми имеющими речевые заключения: ЗРР ( по типу ОНР), стертая дизартрия; ОНР II- III уровня, стертая дизартрия.

Логопедическую группу посещают дети, у которых наряду с дефектами произношения и проблемами в различении звуков имеется несформированность лексико-грамматических средств языка.

Эти пробелы в дальнейшем могут привести к стойким нарушениям письма и чтения. Это определяет направленность коррекционной работы отвечающую, прежде всего структуре речевого дефекта. Но для того, чтобы развить речь, необходимы постоянные занятия с многократным повторением и закреплением материала так, как только длительные специальные упражнения сформируют навык.

Дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» (далее ОНР)», в анамнезе имеют задержку речевого развития. Для детей данной группы типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи, Отстают от нормы формирования основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, на фоне недостаточности фонематического слуха. Отмечается невозможность самостоятельного овладения детьми навыками смыслового анализа и синтеза. ОНР 1-2 уровня характеризуются зачатками общей употребительной речи. Развитие высших психических функций находятся на низком уровне. Соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций наиболее ярко проявляется у детей с дизартрией.

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 4 лет с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей.

Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

  • развитие понимания речи
  • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
  • развитие произносительной стороны речи
  • развитие самостоятельной фразовой речи

Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:

1) словарного запаса;

2) грамматически правильной речи;

3) связной речи;

4) звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.

Основными задачами коррекционно-развивающего обученияIII речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

2) произносительной стороны речи;

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:

  • связной речи;
  • словарного запаса, грамматического строя;
  • произношения.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

Одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия на преодоление ОНР у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка.

Эта задача неразрывно связана с решением комплекса задач по развитию неречевых и речевых психических функций, что обеспечивает достаточно высокую эффективность коррекции имеющихся недостатков становления.

Этому способствует предметно-развивающая среда и комплекс медико-психологического воздействия.

При формировании лексико-грамматических средств языка приоритетными задачами являются: расширение запаса конкретных представлений, развитие активного и пассивного словаря, формирование обобщающих понятий, навыков понимания и употребления словоизменительных форм, словообразовательных моделей, а также умение употреблять различные типы синтаксических структур.

С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста, освоение, закрепление, обогащение и обобщение речевого материала осуществляется в игровой форме с опорой на разнообразную наглядность, что я и пытаюсь показать на своих занятиях.

У меня есть помощник – произведения русских писателей.

Использование разных методов разной наглядности, позволяет расширять речевые возможности, поддерживать на занятиях высокий темп работы не вызывая у детей утомления и не надоедая им.

В основе использования лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике. Он предусматривает опору на сохранные анализаторы. Поэтому большая роль отводится наглядности, т.е ощутимому присутствию того, о чем говорим:

«Ребенок употребляет слово не замечая его как стекло через которое виден мир но не воспринимает его как предмет осознанно» (А. Р. Лурия).

Для обогащения словаря детей с общим недоразвитием речи есть много методик разработанными лучшими специалистами в области логопедии.

Но не надо исключать необходимость увеличения словарного запаса и у детей со стёртой формой дизартрии, так как дефектная речь обязательно скажется на накопляемости словаря, на правильном употреблении различных грамматических форм.

Работа по развитию связной речи ведется с первого дня обучения детей в средней группе.

В подготовительной группе, когда необходимо дифференцировать поставленные звуки и подводится итог в развитии связной речи, необходимо отметить удачный примеры при коррекции аграмматизмов у детей и использовать дополнительные методики для развития связной речи.

Накопление словаря всегда проводилось по темам: закреплялся и дополнялся словарь существительных, глаголов, прилагательных, наречий.

Работа в подготовительной группе продолжается по методикам Л. Ефименковой, В. Вороьёвой, Т. Ткаченко, Е. Худенко.

Среди приёмов развития связной речи и составление описательных рассказов по маркёрам, по опорным предметным картинкам с опорой на слова – предметы, слова – действия, с опорой на вопросы к определенной картинке, одной из серии картин.

Выбор первой сюжетной картины из нескольких картин, которая соответствует рассказу и её описание.

Прослушивание рассказа и подбор предметных картинок к каждому предложению. Весь материал по развитию речи должен быть подготовлен, четко разграничен, методически оправдан.

Кроме того нужно заучивать по каждой теме пословицы (уметь их объяснить), поговорки, крылатые выражения, уметь пользоваться синонимами, антонимами, различать омонимы, обучать детей разгадывать ребусы и кроссворды, читать изографы. Для усвоения такого обширного материала существует целый ряд дидактических игр, употребляются приёмы Триз – педагогики «Хорошо-плохо».

Насколько хорошо усвоен грамматический строй материал детьми логопед понимает только тогда, когда дети быстро ставят вопросы ко всем частям речи, к сюжетным картинкам и сами на них отвечают. Умение ставить вопросы можно рассматривать как своеобразное подведение итогов длительной и кропотливой работы и этапом усвоения монологической речи.

В ежедневной речи дети употребляют существительные, местоимения, глаголы, прилагательные, наречия.

Впервые мы знакомимся с ними уже в средней группе, изучая тему «Времена года».

1) Знакомимся через загадки:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой).