Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием

Администрации муниципального образования Надымский район (МУ «УДО»)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма» (МКДОУ «Детский сад «Ёлочка»)

629730, г.Надым, ул.Зверева, 9/1, тел./факс:8(3499)53-69-00, 56-87-98 (ОКПО54107303, ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/890301001, р/с. № 40204810000000000007 в РКЦ г.Салехард, л/сч.074070100,

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности.

Воспитатель. Хисматуллина Гульнара Ахтямовна,

Содержание

1.Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности………………………………………………………………………….……….3

2. Цель и задачи работы …………………………………………………………. 4

3. Алгоритм подготовки экспериментирования ………………………………………..5

4. Структура детского экспериментирования ……………………………………..5

5. Постановка проблемной задачи ………………………………………………… .6

7.Этапы исследовательской детской проектной деятельности в экспериментировании …………………………………………………………………………………… …….7

8. Условия безопасной экспериментальной деятельности ………………………8

6. Диагностика детей подготовительных к школе групп…………………………9

4. Перспективно-тематический план работы в подготовительной группе по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности»………………………………………………………………………..……11

Детское экспериментирование какметод развития познавательной активности.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

И так для формирования элементарных естественнонаучных представлений развивающей средой может быть: уголок экспериментирования, лаборатория. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями — дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:

образцы песка, глины;

камни (галька, гравий, керамзит);

железо, уголь, магнит;

смола, асфальт, мел, резина;

семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);

гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);

·хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья;

кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности необходимо использовать оборудование:

разнообразные ёмкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);

шприцы (без иголок), трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;

увеличительные стекла, лупы;

измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);

фонендоскоп, бинты, салфетки, калька;

губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;

микроскопы (при наличии).

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Цель и задачи работы

Цель. развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания.

расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;

формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

учить детей видеть и выявлять проблему;

развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности, формировать трудовые навыки.

Несомненно, что развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детского экспериментирования имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Рассмотрим некоторые особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника.

Алгоритм подготовки экспериментирования.

Выбор объекта исследования.

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов, и пр.) по изучению предмета эксперимента.

Определение типа, вида и тематики экспериментирования.

Выбор цели, задач работы с детьми ( как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

Определение продолжительности эксперимента (кратковременный, средней продолжительности, долговременный).

Прогнозирование результата.

Закрепление последовательности действий.

Закрепление правил безопасности.

Структура детского экспериментирования .

Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих капитанов (лидеров группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

Наблюдение результатов эксперимента.

Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, Фиксирование результатов эксперимента.

Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Постановка проблемной задачи.

Признаки проблемной задачи:

Должна быть понятой, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну.

Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей.

Должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

Должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к исследовательско-познавательной деятельности.

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает соответствующие мыслительные операции, выявляет отношение ребенка к происходящему.

Особенности детско-взрослого диалога:

Подводить воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос: воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задает вопросы об изменении внешнего вида, возможно питания, состояния наблюдаемого объекта (в зависимости от возможностей ребенка).

Побуждать устанавливать связь наблюдаемых изменений при появлении новых жизненных сезонных условий, ассоциации с подобными изменениями у человека (ребенка) и других объектов природы (понимание взаимосвязей в природе).

3.Организовывать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический (поисковый) метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи. Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседует с ребенком о его намерениях, целях, о том как добиться желаемого результата.

Создавать ситуации партнерского общения взрослого и ребенка. проявляющих живой интерес к познаваемому объекту. В своей речи воспитатель использует выражения: «Подумаем вместе», «Посмотрите на наших гостей», «Найдите, чем похожи и отличаются …?», «У меня есть такое предположение о причинах изменения деревьев…», «Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна» или «Я думаю иначе, меня волнует такая мысль» и т.д. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Воспитатель побуждает самостоятельно находить соответствующие предположения. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты их ответов.

Таким образом, педагог непосредственно участвует в эксперименте, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответе на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.

Этапы исследовательской детской проектной деятельности в экспериментировании.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, выражая инициативу, проявляя самостоятельную активность.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая из них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой. Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка.

Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются.

Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.

Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: родители пишут надпись: ребенок помогает украсить страницу.

Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками, родителями, знакомыми и им самим. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько разных точек зрения (одна из них должна принадлежать ребенку).

Третья страница посвящается выбору наиболее правильного ответа с точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор.

Последующие страницы посвящаются возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. Проводятся всевозможные опыты, фиксируются (фотографии, рисунки). Взрослый записывает рассказ, который составляет ребенок, проведя опыт.

На последней странице ребенок делает вывод: изображается результат проверки правильности ответа. Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ. Показывает, где можно применить проект: он может рассказать о проекте в группе, организовать игру и т.п. (возможные сферы применения зависят от содержания проекта).

Третий этап – защита проекта. Воспитатель помогает ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.

Перед началом своего выступления ребенок вывешивает на стенде страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т.п.

На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. Так, например, на основе проекта «Изучение свойств воды» была организована игра в «Лабораторию». Один из углов комнаты превратился в научный центр, где размещались разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы, воронки, приборы – помощники: пипетки, колбы, мерные ложки, увеличительные стекла, весы, красители, соль, сахар и др.

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Условия безопаснойэкспериментальной деятельности.

Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. В эксперименте с растениями следует избегать воздействий, наносящих вред, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызвать солнечные ожоги или иными способами доводить растения до гибели. Детей часто тревожит вопрос, не больно ли деревьям и траве, поэтому при осуществлении агротехнических мероприятий необходимо постоянно подчеркивать: нет, не больно. Растения боли не чувствуют, но не смотря на это, они тоже болеют. Их можно подрезать, тогда они хоть немного и поболеют, но потом будут расти лучше, но нельзя ломать и рвать бездумно и бессмысленно.

Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность для здоровья детей, опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.

Совершенно недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей — работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами.

Привести в порядок рабочее место — почистить и спрятать оборудование, протереть столы.

Убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

действие показывает педагог;

действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе,признак выражен ярче.

Цикл мероприятий « Исследовательский час» в подготовительной к школе группе играет большую роль в развитии интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков. Дошкольники учатся на этих мероприятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Мероприятия проводятся 2 раза в месяц.

Разработка данного пособия стала возможной благодаря двухлетнему опыту проведения цикла мероприятий по указанной проблеме и получению высоких результатов в обучении детей. Эффективность опыта отмечается по результатам диагностических срезов у детей подготовительных групп по теме «Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности».

Диагностика детей подготовительных групп.

За 2 года работы в подготовительных к школе группах:

На начало 2009-2010 учебного года