Скачать:

Предварительный просмотр:

Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №4, 2006г.

Статья получила от редакции журнала  «Логопед» грамоту за I место в номинации «Логопедические игры и упражнения»

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

У воспитанников логопедических групп отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоения пространственных ориентировок. Возможно, именно это приводит к возникновению у детей с общим недоразвитием речи дисграфии и дислексии.

Упражнения в определении последовательности предметов в пространстве создают основу для становления звукового, слогового и морфемного анализа слов. Вначале дети осваиваются в схеме собственного тела, затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Далее можно переходить к формированию ориентировок на плоскости, что служит одной из главных предпосылок к усвоению навыка чтения и письма.

Для того чтобы работа по развитию зрительно-пространственного восприятия носила систематический характер, на фронтальных и подгрупповых занятиях в старшей и подготовительной группах мы используем специальные демонстрационные таблицы (каждая из них представляет собой определенное упражнение). Учителю-логопеду потребуется изготовить их самому: в клетках могут быть изображены предметы, группы предметов, геометрические фигуры, буквы, слоги, цифры. Такая таблица помещается на доску в начале занятия, и логопед проводит опрос детей (лучше делать это «по цепочке», что значительно экономит учебное время) с опорой на нее.

Демонстрационные таблицы

Развитие речи

Таблица 1. Найди и назови

Упражнение направлено на повторение и закрепление обобщающих понятий. Дети усваивают не только такие понятия, как верхний, средний, нижний (ряд), справа, слева, но и предлоги пространственного значения над, под, между.

Логопед демонстрирует таблицу, в клетках которой нарисованы группы предметов, объединенных обобщающим понятием, и предлагает детям рассмотреть картинки. Логопед напоминает, что в каждой клетке находятся предметы, которые можно назвать одним или двумя словами, не перечисляя их. Далее каждый ребенок должен отгадать, какую клетку задумал учитель: «В верхнем ряду первая клетка справа». Ребенок находит эту клетку и отвечает: «Фрукты» и т.д. Задание может быть усложнено: логопед называет картинку, а ребенок определяет местоположение картинки в таблице.

Также логопед дает детям следующие инструкции: «Отгадай, что между мебелью и посудой», «Скажи нам, что находится под фруктами», «Отгадай, что в клетке слева от домашних животных».