Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребёнка детский сад «Гнёздышко»

План – технология по формированию приёмов логического мышления   у дошкольников

«От простого к  сложному»

через игры математического содержания

(для детей от  1 года 6 месяцев  до 7 лет)

Разработчик: воспитатель

I квалификационная категория

Тивикова Н.А.

Г. Нижняя Тура

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Основой формирования данного опыта послужила моя предыдущая тема по самообразованию «Формирование представлений о числе и счёте у детей дошкольного возраста с использованием занимательного материала». Проследив эффективность использования игры в развитии математических способностей, было принято решение более углубленно изучить влияние игры на развитие способностей детей, а именно на логическое мышление, на развитие умственных способностей. Осознав актуальность вопроса развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что не достаточно развивать способности только в специально организованной образовательной деятельности. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности. А в результате изучения психологических особенностей дошкольного детства всем нам, как педагогам известно, что ведущая деятельность – ИГРА и  благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры обеспечивает ребёнку высокий уровень развития мыслительных процессов.

На протяжении долгого времени я  изучала новинки психолого-педагогической литературы, с целью выявления возможностей детей определённого возраста, собирала в различных информационных источниках игры, игровые упражнения, методики и методические приёмы, прошла курсы обучения развивающим играм, применение которых помогло мне в реализации темы проекта:  « «Формирование логических приёмов мышления у дошкольников через игры математического содержания».   Начав работу по развитию логического мышления с младшей группы мы закладываем прочный фундамент для успешного усвоения программного материала. Актуальность данной темы очевидна. Ведь вопрос обучать или развивать, эта проблема, вероятно, так же стара, как и сама школа. Между понятиями «обучение» и «развитие» имеется скрытое противоречие. В детском возрасте обучение и развитие идут параллельно, и это ни у кого не вызывает сомнения. Тем более что назначение образования - дать каждому то, что нужно именно ему, а не знания вообще. Любой ребёнок «заполнен» собственным опытом, который и определяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счёт максимального обогащения личного опыта. Отечественный философ, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что: «для того и дано нам детство, чтобы мы играли». Игры являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства. Ещё более полувека назад авторитетный отечественный педагог и врач Ефим Аронович Аркин, утверждал: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья». Необходимо помнить всем нам, взрослым - и воспитателям, и родителям, и учителям, что точно так же как взрослый человек обязан работать, ребёнку необходимо играть. И то и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребёнок – «существо играющее».  Да и ребёнок это «Не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». В.А. Сухомлинский писал: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потоп представлений, понятий об окружающем мире.  Игра - это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности». Зажечь желанием получать новые знания, заинтересовать увлекательной игрой, совместить полезное с приятным. Какими же средствами и методами этого добиться? Нам в этом помогают наши педагогические находки.   Проблемами психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые:

Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, Божович Л.И. и др.

Мышление принадлежит к числу самых трудных психологических проблем.

При использовании логических игр для решения поставленных задач и упражнений неизвестное всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо ребёнку и чтобы решить самостоятельно, он проявляет активную мыслительную деятельность: анализирует, сравнивает, обобщает, делает выводы. Во время логических игр происходит развитие познавательного интереса, исследовательского подхода совершенствуется память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и увлекательной форме, происходит обогащение и формирование словаря, формирование грамматического строя речи. Познание входит в жизнь ребёнка открытием закономерных связей и отношений. Роль воспитателя организовать и направить познавательную деятельность детей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одна     из    важнейших задач воспитания маленького ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способной которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Мышление - это процесс познания человеком    действительности с помощью мыслительных процессов, анализа, синтеза, суждений.

Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно-действенное

2. Наглядно-образное

3. Словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 - 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разнообразные практические задачи.

На основе наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без   применения практических действий.

К шести - семи годам начинается наиболее интенсивное формиро вание словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой.

При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д. то есть то, чем занимается ребёнок, развивает у него    такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Это даёт основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности.

Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребёнком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно- действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления

свою очередь идёт по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. В возрасте 2,5лет предметы уже классифицируются детьми по цвету, форме и величине предмета. Речь ребёнка в это время с его мышлением не связана.

Игра  - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста про водят в играх, причём за годы дошкольного детства, от 3 - 7лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно - манипулятивных и символических,  до сюжетно - ролевых с правилами. В старшем дошкольном вoзpaстe  можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживают у детей до поступления в школу.

Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. В играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности.

К среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными. И в них включается всё больше детей. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра - манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общения, домашний труд. Примерно к 6-6,5годам у ребёнка к названным видам деятельности добавляется ещё один - учебная деятельность, ребёнок 6 лет практически оказывается вовлечённым, по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых интеллектуально и морально развивает его.

Воображение, мышление, речь.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приёмов. О.М. Дьяченко показала, что детское восприятие, память, внимание и воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращаясь, из непосредственного в опосредованное. Основным орудием овладения им со стороны ребёнка являются сенсорные эталоны. Благодаря познавательной функции воображения ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова.

Важный вывод, который был сделан Н.Н. Поддьяковым из исследования развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса её решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска её решения. Детский интеллект в дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности.

В дошкольном детстве (3 - 7 лет) речь ребёнка становится связной, и при обретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает место контекстной, понимание которой, слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника по сравнению с ребёнком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи - развёрнутое монологическое высказывание. А также отмечается речь «про себя» и внутренняя речь. Речь четырёхлетнего ребёнка включает уже сложные предложения. Появляются первые развёрнутые формы диалогической речи. Между четырьмя и пятью годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. Язык становится для самого ребёнка предметом анализа. В современном обществе (доказано психологами) дети одного и того же возраста по сравнению с их сверстниками в прошлом представляются более развитыми в речевом и интеллектуальном отношении.

В познавательном плане ребёнок к поступлению в школу достигает высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных интересов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи,         в неё входят сформированные личностные особенности,         включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребёнка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности.

К поступлению ребёнка дошкольника в школу у него должны быть сформированы: мотивационная готовность к поступлению в школу и представлены, а по необходимости одновременно включаются в работу, все виды и уровни мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического, такому ребёнку легко будет адаптироваться к новому этапу -  школьной жизни.

Вторая группа раннего возраста (1,6 – 2 года)