Скачать:

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра в познавательно-речевом развитии старших дошкольников

Степанова О.Н. воспитатель

МБДОУ №14

п.г.т. Зеленоборский

Добрый день, уважаемые коллеги! Всем известно, что дошкольное детство - самый важный период становления личности. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры, вместе с тем игра является ведущим методом дошкольного образования. Сегодня повысить мотивацию современных детей к познанию помогают сюжетно-ролевые игры.

«Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая».

С.Л. Рубинштейн

Уважаемые коллеги, на слайде вы видите  высказывание Сергея Леонидовича Рубинштейна, я с ним полностью согласна, и поэтому активно использую игры в своей педагогической работе.

Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения.

В процессе участия в сюжетно-ролевых играх ребенок приобретает первоначальные представления об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.  Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, благодаря игре ребенок постигает окружающий и людей, "входит" в сообщество взрослых людей.

Отечественные исследователи теории ролевой творческой игры Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, А.В. Чернов, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова и др.

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.

Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение  и для интеллектуального  развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает  различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает  особую действительность, в  которой он является социально  значимым лицом. При этом  развивается   способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей,  координировать их.

Классификация сюжетно-ролевых игр:

- по организации, количеству участников  ( индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные),

по содержанию (Игры на бытовые сюжеты:  «Дом», «Семья», «Праздники», «Дни рождения». Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

Структура игры: сюжет и содержание.

Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Игры могут отражать лишь внешнюю сторону поведения человека - только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих  ребенка, от полноты  представлений детей об окружающем.

Способы построения сюжетной игры: цепочка условных действий с предметами; цепочка специфически ролевых взаимодействий; последовательность разнообразных событий.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

Способы распределения ролей в игре:

- считалка;

- выбор карточек – моделей;

- самостоятельное распределение ролей с учетом предпочтений сверстников.

У старших дошкольников игра зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.

Выбор ролевых действий:

- карточки-модели;

- самостоятельный выбор сюжета игры;

- внесение новых атрибутов;

- введение взрослым новых событий.

Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Наблюдения за сюжетно–ролевыми играми старших дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: “Дом”, “Магазин”, “Детский сад”. Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В играх на бытовые сюжеты большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают социальный опыт семьи, передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

В процессе игры формируются предпосылки коммуникативных универсальных действий,  обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог,  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавая систему человеческих отношений,  начинают осознавать свое место в ней. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других, что способствует развитию произвольного поведения ребенка.

Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка, создает реальные условия для развития многих  навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Важным педагогическим условием развития познавательной активности детей является предварительное получение детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми перспективных, т.е. связанных общим содержанием, конкретных и общих знаний о той или иной стороне окружающей  действительности.

При планировании игровой деятельности детей предусматриваю план развития сюжетно – ролевой игры, предварительную работу по обогащению представлений детей по теме игры. Помню, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается «открытие новой поликлиники», то ребятам задаю  вопрос: «Что нам понадобится для работы в больнице?» Они ответят: карточки, медицинский инвентарь, спецодежда, талоны, компьютеры, оборудование. Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов с детьми. Уточняю врачи, каких специальностей работают в детской поликлинике? В процессе совместной деятельности стараюсь слышать и учитывать пожелания детей, как участников педагогического процесса, так как в них очень часто проявляются игровые интересы и предпочтения.

Так в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре «Библиотека» была проведена целенаправленная образовательная деятельность: организована экскурсия  в  библиотеку, читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации, беседовали по содержанию прочитанных и любимых детских произведений, подготовили книги к игре. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, было предложено детям сделать разделители с картинками по темам. Затем расставили книги в соответствии с тематикой. Вместо полок использовали корзинки под книги. Были изготовлены карточки-формуляры  на каждого ребенка. Был организован читальный зал, книги в нем были новые. Все дети включились в  игру с удовольствием, играли долго и увлеченно. Мальчики рассматривали, а некоторые читали познавательную литературу: детские энциклопедии, книги о технике, животных. Активно обсуждали прочитанное, часто обращались с вопросами. Девочки отдавали предпочтение сказкам, рассказам о животных. Тем самым в процессе игры дети обогатили свои знания, приобрели практический опыт поведения и деятельности в библиотеке, освоили алгоритм ведения диалога в библиотеке (беседа с библиотекарем, сверстниками).

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Магазин» предусматривала беседу по теме, дети отвечали на вопросы:  Какие магазины есть в нашем городе? Какие товары продают в магазине? В какие магазины вы ходили с родителями? Что вы покупали? Откуда в магазине появляются товары? Кто работает в магазине? Какие обязанности выполняет заведующий магазином, продавец, кассир, шофёр? Какую пользу приносит людям их труд? И т.д.

В результате беседы определились, что в нашем магазине будет несколько отделов: продукты, фрукты, овощи, игрушки, книги. Дети принимали активное участие в обогащении пространственной предметно развивающей среды: изготавливали из теста овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, приносили из дома атрибуты для игры.

Открытие магазина доставило детям много радости, они придумывать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывали игровые замыслы друг с другом, увлеченно играли, продолжая игру на протяжении нескольких недель, постепенно развиваясь.

Подготовкой  к сюжетно-ролевой игре «Автолюбители» послужили встреча сотрудниками  ГИБДД, участие в конкурсе художественного творчества «Дорога глазами детей», знакомство с участниками и правилами дорожного движения. Полученные знания дети активно использовали в игре, обогащая сюжет различными игровыми ситуациями.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть» вызвала у детей особый интерес после участия в совместной тренировке с пожарной частью и встречи с работниками МЧС.  Беседовала с детьми на тему «Как вы думаете, почему пожарный – профессия героическая?», организовывала дидактические игры: «Что необходимо пожарному?», «Что для чего?», «Разложи картинки по порядку», «Пожароопасные предметы». Читали художественную литературу: стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»,   читали и обсуждали стихотворение И. Тверабукина «Андрейкино дежурство»,  стихотворение В.Маяковского «Кем быть?», читали рассказы Л.Толстого «Пожар» и Б.Житкова «Пожар в море». Как результат активная и содержательная игровая и познавательная деятельность детей. Появление длительной перспективы игры свидетельствует о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

Таким образом, в процессе подготовки к игре, а в дальнейшем в игре актуализируется личный опыт детей, появляются новые вопросы, желание найти на них ответы в детских энциклопедиях, познавательной литературе. У детей возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.

Сюжетно-ролевая игра в познавательно-речевом развитии                                                            старших дошкольников

Степанова О.Н.

воспитатель МБДОУ №14

п.г.т. Зеленоборский

Добрый день, уважаемые коллеги! Всем известно, что дошкольное детство - самый важный период становления личности. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры, вместе с тем игра является ведущим методом дошкольного образования. Сегодня повысить мотивацию современных детей к познанию помогают сюжетно-ролевые игры.

Уважаемые коллеги, обратите внимание на экран, на слайде вы видите  высказывание Сергея Леонидовича Рубинштейна, я с ним полностью согласна, и поэтому активно использую игры в своей педагогической работе.                                                                                                                                   Разные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения.

В процессе участия в сюжетно-ролевых играх ребенок приобретает первоначальные представления об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.  Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, благодаря игре ребенок постигает окружающий и людей, "входит" в сообщество взрослых людей.

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.

Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение  и для интеллектуального  развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает  различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает  особую действительность, в  которой он является социально  значимым лицом. При этом  развивается   способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей,  координировать их.

Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Игры могут отражать лишь внешнюю сторону поведения человека - только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих  ребенка, от полноты  представлений детей об окружающем.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

У старших дошкольников игра зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.

Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Наблюдения за сюжетно–ролевыми играми старших дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: “Дом”, “Магазин”, “Детский сад”. Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей. В ней дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В играх на бытовые сюжеты большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают социальный опыт семьи, передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

В процессе игры формируются предпосылки коммуникативных универсальных действий,  обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог,  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавая систему человеческих отношений,  начинают осознавать свое место в ней. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других, что способствует развитию произвольного поведения ребенка.

Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка, создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Важным педагогическим условием развития познавательной активности детей является предварительное получение детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми перспективных, т.е. связанных общим содержанием, конкретных и общих знаний о той или иной стороне окружающей  действительности.

При планировании игровой деятельности детей предусматриваю план развития сюжетно – ролевой игры, предварительную работу по обогащению представлений детей по теме игры. Помню, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается «открытие новой поликлиники», то ребятам задаю  вопрос: «Что нам понадобится для работы в больнице?» Они отвечают: карточки, медицинский инвентарь, спецодежда, талоны, компьютеры, оборудование. Уточняю врачи, каких специальностей работают в детской поликлинике? В процессе совместной деятельности стараюсь слышать и учитывать пожелания детей, как участников педагогического процесса, так как в них очень часто проявляются игровые интересы и предпочтения.

Так в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре «Библиотека» была проведена целенаправленная образовательная деятельность: организована экскурсия  в  библиотеку, читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации, беседовали по содержанию прочитанных и любимых детских произведений, подготовили книги к игре. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, было предложено детям сделать разделители с картинками по темам. Затем расставили книги в соответствии с тематикой. Вместо полок использовали корзинки под книги. Были изготовлены карточки-формуляры  на каждого ребенка. Был организован читальный зал, книги в нем были новые. Все дети включились в  игру с удовольствием, играли долго и увлеченно. Мальчики рассматривали, а некоторые читали познавательную литературу: детские энциклопедии, книги о технике, животных, активно обсуждали прочитанное, часто обращались с вопросами. Девочки отдавали предпочтение сказкам, рассказам о животных. Тем самым в процессе игры дети обогатили свои знания, приобрели практический опыт поведения и деятельности в библиотеке, освоили алгоритм ведения диалога в библиотеке (беседа с библиотекарем, сверстниками).

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Магазин» предусматривала беседу по теме, дети отвечали на вопросы:  Какие магазины есть в нашем городе? Какие товары продают в магазине? В какие магазины вы ходили с родителями? Что вы покупали? Откуда в магазине появляются товары? Кто работает в магазине? Какие обязанности выполняет заведующий магазином, продавец, кассир, шофёр? Какую пользу приносит людям их труд? И т.д.

В результате беседы определились, что в нашем магазине будет несколько отделов: продукты, фрукты, овощи, игрушки, книги. Дети принимали активное участие в обогащении пространственной предметно - развивающей среды: изготавливали из теста овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, приносили из дома атрибуты для игры.

Открытие магазина доставило детям много радости, они придумывать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывали игровые замыслы друг с другом, увлеченно играли, продолжая игру на протяжении нескольких недель, постепенно развивая ее.

Подготовкой  к сюжетно-ролевой игре «Автолюбители» послужили встреча сотрудниками  ГИБДД, участие в конкурсе художественного творчества «Дорога глазами детей», знакомство с участниками и правилами дорожного движения. Полученные знания дети активно использовали в игре, обогащая сюжет различными игровыми ситуациями.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть» вызвала у детей особый интерес после участия в совместной тренировке с пожарной частью и встрече с работниками МЧС.  Беседовала с детьми на тему «Как вы думаете, почему пожарный – профессия героическая?», организовывала дидактические игры: «Что необходимо пожарному?», «Что для чего?», «Разложи картинки по порядку», «Пожароопасные предметы». Читали художественную литературу: стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»,   читали и обсуждали стихотворение И. Тверабукина «Андрейкино дежурство»,  стихотворение В.Маяковского «Кем быть?», читали рассказы Л.Толстого «Пожар» и Б.Житкова «Пожар в море». Как результат образовательной деятельности - активная и содержательная игровая и познавательная деятельность детей. Появление длительной перспективы игры свидетельствует о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

Таким образом, в процессе подготовки к игре, а в дальнейшем и в игре актуализируется личный опыт детей, появляются новые вопросы, желание найти на них ответы в детских энциклопедиях, познавательной литературе. У детей возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.