«Дошкольный возраст, Развитие детей дошкольного возраста»

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей

посредством игр с песком»

Трошкина Равиля Раисовна, воспитатель

1 кв.категории МБДОУ №5 г.Лениногорска РТ

Дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, так и формированием основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. В работах Л. С. Выготского, ДМ. М. Алексеевой, СЛ. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Овладение родным языком - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушения эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным или, наоборот, замкнутым и подавленным. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными: они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка: они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности

Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной и общим развитием речи, а также педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции все больше места занимают специальные техники, одна из которых - песочная терапия.

Принцип «терапии песком» был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и кор­рекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр.

Песочная игротерапия как педагогическая технология расширяет и дополняет общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. Р. Комаровой и М. А. Васильевой. Дошкольники проявляют особый интерес к играм с песком.

Работа над развитием лексической стороны речи - сложный, порой рутинный труд, требующий от ребенка приложения воли. Наша задача состояла в том, чтобы превратить эти занятия коррекционно-развивающей направленности в желаемые и долгожданные. «Пескотерапия» как раз и явилась тем мотивирующим фактором.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, разыгрывая ситуации, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему свой жизненный опыт.

Поэтому и на детских игровых площадках, и в групповом пространстве нужно создавать зоны песочной терапии. В ней разместить: емкости с песком, сухой бассейн, миниатюрные фигурки из «киндер-сюрпризов», игрушки-здания, животные, растения, наборы букв и цифр, геометрические фигуры.

Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Это создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, «оживление» абстрактных символов - букв, цифр, геометрических фигур и «реальное» проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

Игры на песке очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Дети с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке.

Дети, имеющие проблемы в развитии, быстро утомляются, когда стал­киваются со сложными заданиями. А песок помогает дольше сохранять

работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает боль­ший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы 1го года обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствитель­ность, как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание). а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Пескотерапию можно проводить как игры - занятия и как дидактические игры.

Основные принципы игры на песке

  • Стимулирующая среда (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности) ;
  • доступность;
  • адаптация речевого материала (подбор заданий и игр в сказочной форме) ;
  • реальное «проживание», проигрывание ситуаций вместе с героями;
  • эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка) .

Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотива­цию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Данную деятельность целесообразно осуществлять в сотрудничестве с педагогом-психологом ДОУ.

Задачи

Формирование правильного произношения. Развитие лексико­грамматической стороны речи и связного высказывания; интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания; психологической базы речи; эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Развитие тактильнокинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Требования к занятиям

- Создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей.

- Оречевление деятельности как логопедом, так и ребенком (особенно на первоначальных этапах) .

- Предъявление детям доступных по сложности и объему заданий.

- Использование достаточно большого количества наглядного материала разной фактуры.

Этапы работы

I этап (подготовительные занятия) направлен на создание положи­тельного и заинтересованного отношения ребенка к дальнейшим играм с песком, на установление речевого и эмоционального контакта с логопедом.

Занятия проводятся в адаптационный период, чаще всего во время прогулки. Темы занятий дети предлагают сами. Взрослый выступает в роли участника, давая возможность дошкольникам проявить фантазию и творчество.

II этап (занятия основного цикла) направлен на формирование не­речевых и речевых процессов.

Обычно используются такие игры, как:

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.) ;
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными большими и, наконец, мизинчиками) Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать «загадочные следы».
  • «поиграть» на поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера.

При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). - предварительно ребенку завязывают глаза.

А вот так можно использовать песочницу:

Занятие «Весна» (двое детей)

Педагог загадывает загадку.

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня. (весна) .

Назвать признаки весны. Весна (какая?) добрая, красивая, зеленая.

Педагог: Весна очень печальная, потому что подул сильный ветер и со­рвал с нее волшебные бусы. Бусы упали в песок. Давайте поможем их найти.

Детям делят песочницу на две части, и каждый ребенок, зарываясь ру­кой в песок, ищет бусинки на своей половине. Бусинки разного цвета: красная, розовая, желтая, зеленая, белая, коричневая, голубая, синяя. У каждого ребенка по 4 бусинки.

Дидактическая игра «Выложи бусинки в услышанной после­довательности»

Дидактическая игра «Какой бусинки не стало?».

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку» Назвать пред­меты такого же цвета, как бусинка.

Педагог рисует круг на песке, дети выкладывают по линии бусинки и называют порядковый номер.

Педагог: Какая фигура получилась?

Дети: Круг.

Дети с помощью педагога повторяют названия геометрических фигур.

В целях коррекции лексико-грамматических нарушений речи

Игра «Подбери слово»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое) .

Таким образом, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания). учимся понимать себя и других.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным! А еще песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры и геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям, позволяет чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы.

Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные исто­рии, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

Используемая литература:

  • Барышникова С.М. Нетрадиционные приёмы в работе учителялогопеда: игры с песком. Научно-практический журнал. Дошкольная педагогика. №4 -2011 г.
  • Грабенко Т.М. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -СПб. ИСП иП, 1998.
  • Грабенко Т. М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб. Детство-Пресс, 2002.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М. Речь, 2003.
  • Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред. - сост. В.И. Селиверстов. -Просвещение, 1987.
  • Кичура В. В. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. Научно-практический журнал. Дошкольная педагогика. №4 -2009 г.
  • Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика. - 2006. -№1.
  • Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005