Ответы к экзаменам и зачётам

Ответы к экзамену по дошкольной педагогике - Характеристика подвижных игр

Страница 6 из 28

Характеристика подвижных игр. Педагогические условия их организации и проведения в д/саду.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

По определению Лесгафта (основателя российской системы физического воспитания) ПИ является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

ПИ – неизменное средство физического воспитания; пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств;

- как условие развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

По Лестгафту – систематическое проведение ПИ развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело.

Классификация игрпо параметрам .

- по возрасту,

- по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,

- по видам движений (игры с бегом, метание и др.),

- по содержанию:   ПИ с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры.

Сюжетные ПИ отражают в условной форме   жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.

Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:

1) перебежки, ловишки;

2) игры с элементами соревнований («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.);

3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);

4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.);

для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)

Спортивные игры (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. СП укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. По Голощекиной и др. СИ целесообразней использовать в ст. и подготов. группах ДУ.

Педагогические условия.

Методика проведения ПИ описана Аркиным, Гориневским, Метловой, Осокиной, Тимофеевой и др.

Подбор и планирование ПИ зависят от условий работы каждой возрастной группы:

*общего уровня физического и умственного развития детей, *их двигательных умений,

*состояния здоровья каждого ребенка, *его индивидуальных типологических особенностей,

*времени года, *особенностей режима, *места проведений, *интересов детей.

Предварительная работа:

- чтение художественных произведений; беседы, просмотр кино- и видеофильмов;

- организация наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (водители, пожарные, спортсмены и др.);

- подготовка атрибутов игры (вместе с детьми или в их присутствии).

Организация игры:

в зависимости от сюжета проводится   одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой;

ознакомление с новой игрой – четко, лаконично, в течение 1,5 – 2 мин.;

объяснение сюжетной ПИ – дается после предварительной работы (объяснение игры в форме краткого образного рассказа) с ребенком по формированию представлений об игровых образах;

объяснение несюжетной игры – раскрывается последовательность игровых действий, правил и сигналов, указание местоположения играющих и игровых атрибутов, используя пространственную терминологию   (в мл.гр. – с ориентированием на предмет, в ст. – без них);

объяснение игр с элементами соревнования – уточняются правила, игровые приемы, условия соревнования («Кто быстрее добежит до стула», «Чья команда не уронит мяч» и др.), можно разбить детей на команды, в конце оценить результат;

распределение ролей – водящего можно назначить с помощью считалки или выбрать желающего (в мл.гр. – водящий – воспитатель);

варианты ПИ – позволят повысить интерес к игре, усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка;

оценивание игры – отметить положительные качества детей, назвать тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил   смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем проанализировать причины нарушения правил.