Свежие публикации

Управление образования и науки

«Алексеевский район и город Алексеевка»

Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах

«. при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты»

М. М. Манасеина, 1880 г.

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 города Алексеевки Белгородской области функционирует с 1978 года. Деятельность педагогов направлена на развитие поисково - познавательной деятельности детей и решение задач по формированию у дошкольников ди­алектического мышления, познавательного опыта с помощью наглядных средств (эта­лонов, символов, условных заместителей, моделей);

Особое внимание уделяется развитию у детей поисково-по­знавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности. В учебном году было зачислено в младшую группу (3-4 год жизни) 20 детей. В сентябре проведена диагностика развития детей данной группы с учётом требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» по разделу «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (Приложение 1). В результате выявлено, что игровые действия в творческих, дидактических играх дошкольников достаточно разнообразны. Дети отражают сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимают предложение к использованию в игре предметов - заместителей, пользуются ими в играх. С интересом наблюдают за игровыми действиями других детей, включаясь в игру со сверстниками, но испытывая трудности в согласовании игровых действий. Называют свою игровую роль в творческой игре, принимают игровую задачу в дидактических играх. Однако, имеются трудности в представлениях о предметах, встречающихся в ближайшем окружении (75%), характеристике их свойств, качеств. По предложению педагога дети показывают отдельные объекты неживой природы, но называя лишь некоторые (55%). Как показали наблюдения, активно выполняют отдельные обследовательские действия совместно с воспитателем 45% детей, самостоятельно – лишь 20%. Дошкольники не имеют навыка в назывании различных знаково-символических средств.

При распределении младших дошкольников по уровням сформированности представлений о качествах и свойствах предметов окружающего мира, реализуемых в играх-экспериментах с разными материалами, оказалось, что ни один из них не был отнесен к высокому уровню - 0%; только у 38,6 % детей показатель был средним; у 61,4 % - низким.

Таким образом, рассматривая процесс развития экспериментальной деятельности в игре у детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием, очевидно, что формирование познавательной активности в играх-экспериментах процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, создания обогащенной игровой среды, пробуждающего познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Такие результаты объясняются следующими факторами :

· анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию,

· в образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере,

· недостаточность развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка,

· применение традиционных подходов в организации игр-экспериментов детьми дошкольного возраста.

Проблема создания условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента многогранна, возникает очень рано и является сложным процессом, поэтому проведение работы и обусловлено несколькими периодами:

· младшая группагода);

· средняя группа (4 – 5 лет);

· старшая группа (5 – 6 лет).

Отслеживание результатов деятельности проходило в течение 3 лет (младшая, средняя, старшая группы), а заключительный этап диагностики распространился на возраст детей 5-6 лет.

Очевидным является поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для осознания мира ребенком как противоречивого и целостного, обеспечивая формирование основ логического философского типа мышления.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс должен строиться на методах наглядных и практических. Наиболее эффективно развитие активности дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование.

Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме.

Актуальность опыта

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в окружающем мире является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используются элементарные опыты:

· Опыты, проводимые в специально организованных условиях, где предполагается активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей, с активным участием детей.

· Игры-эксперименты на прогулке, в помещении, обогащающие представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, побуждающие познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной игровой познавательно – экспериментальной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. Будучи увлекательной для дошкольников деятельностью, игра, включенная в организуемый и управляемый педагогический процесс, является важнейшим средством их воспитания и развития. А эксперимент — это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо». Через игры-эксперименты реализуются следующие задачи:

· расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;

· развитие у детей мыслительных операций —анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

· развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;

· формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;

· развитие абстрактного и логического мышления детей.

В методической литературе трудно найти целостный набор средств, приемов, методов, затрагивающих вышеуказанные вопросы.

Актуальность и недостаточная практическая разработанность проблемы эффективного освоения детьми раз­личных свойств, отношений, зависимостей, явлений, структур посредством использования разнообразных зна­ково-символических средств и моделирования послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью развития активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах и недостаточной разработанностью основных направлений и содержания данной работы.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании активности детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в непосредственно образовательную и образовательную деятельность метода моделирования в играх - экспериментах, активизации освоения различных знаково-символических средств.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2007 года, набора детей в младшую группу по 2010 год - год выпуска дошкольников в школу:

- начальный период (сентябрь-октябрь 2007 г.) - обнаружение проблемы, противоречия, изучение литературы по данной проблеме, подбор диагностического материала, проведение начальной диагностики дошкольников;

- основной период ( гг.) проведена работа по разработке и внедрению метода моделирования. Проведены промежуточные срезы.

- результативный период (апрель-май 2010 г.) проведена итоговая диагностика, подтвердившая успешность выбранного метода для решения возникшего противоречия.

Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности обследовательских действий у детей.

Основной период представлен системой игр-экспериментов, апробированных в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Результативный период деятельности представлен диагностикой сформированности игровых экспериментальных знаний, умений и навыков дошкольников и доказательством успешности выбранного метода для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Возможность внедрения опыта «Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх – экспериментах» значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения и представляет интересную область поиска для любого творчески мыслящего педагога.

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы воспитателя по формированию навыков экспериментальной деятельности в игре у дошкольников в непосредственно образовательной и образовательной деятельности.

Теоретическая база опыта

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Многочисленными исследованиями А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и других исследователей доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. В работах П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова отмечается, что мышление не может развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Великий учёный И. М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И. М. Сеченова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.

В последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л. И. Айдарова) и эвристическая функция (В. В. Давыдов, А. У. Варданян, Л. М. Фридман и др.)

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекает от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

· чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

· быть простой и доступной для создания и действия с ней;

· ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

· облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)

Этапы овладения детьми моделями.

· Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

· На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

· Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Овладение моделированием обеспечивает более эффектив­ное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию по­знавательных интересов и самостоятельности у детей до­школьного возраста. Развитие знаково-символической дея­тельности рассматривается в качестве показателя готовности к школе, критерия интеллектуального развития.

Данный метод мы адаптировали в соответствии с возрастными, особенностями детей дошкольного возраста для включения дошкольников в процесс поиска причины того или иного физического явления и создания предпосылки формирования у детей новых практических и умственных действий в непосредственно образовательной и образовательной деятельности.

Новизна опыта

В образовательных областях основной общеобразовательной программы «Детство» «Социализация», «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд» («Ребенок по­знает предметный мир, приобщается к труду», «Ребенок от­крывает мир природы», «Первые шаги в математику», «До­школьник входит в мир социальных отношений», «Развиваем речь детей», «В игре ребенок развивается, познает мир, обща­ется») предусматривается освоение старшими дошкольниками разнообразных моделей, различных знаково-символических средств, развитие умений их создавать и применять в процессе познания. Например, использовать и воссоздавать модель тру­дового процесса, осваивать планы пространства и измерять время посредством календарей и часов, моделировать сущест­венные признаки живых объектов и явлений.

Автором опыта разработана структура деятельности по формированию активности дошкольников в процессе игр-экспериментов с использованием моделирования в соответствии с возрастными особенностями детей, составлена система игр-экспериментов, отличающаяся занимательностью, соответствующая уровню сложности заданий, предусмотренных основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство».

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является формирование активности дошкольников посредством широкого внедрения в непосредственно образовательную и образовательную деятельность игр - экспериментов с использованием моделирования в процессе их организации и их апробация на практике.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

· совершенствовать познавательную деятельность детей за счет освоения различных знаково-символических средств и моделирования;

· способствовать более эффективному освоению детьми раз­личных свойств, отношений, зависимостей, явлений, структур посредством использования разнообразных зна­ково-символических средств и моделирования

· активизировать освоение различных знаково-символических средств; подвести к пониманию их функций, правил построения; активизировать желание их осваивать и ис­пользовать в процессе познания;

· развивать умения и действия моделирования: замещения, кодирования, декодирования, создания (воссоздания) и преобразования модели (установление связи «обозначае­мое — обозначающее»), предварительный анализ объекта и заместителей, сравнение и обследование объекта и мо­дели, выбор адекватных заместителей (согласно правилам моделирования), изменение модели (дополнение, воспро­изведение известной) и др.;

· развивать познавательную активность, самостоятельность в процессе опосредованного познания, освоения модели­рования, знаково-символических средств.

Обнаруженное нами противоречие между необходимостью развития активности детей дошкольного возраста в играх-экспериментах и недостаточной разработанностью основных направлений и содержания данной работы явилось фактором разработки структуры деятельности, системы игр-экспериментов с использованием моделирования.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Внедрение в образовательный процесс моделирования в организацию игр-экспериментов осуществлялось поэтапно: 1 этап - диагностирование детей, 2 этап - разработка и внедрение технологии, 3 этап - рефлексия эффективности внедренной технологии.

После обработки данных диагностики начали работу с 3 – 4 - летними детьми. В этот период работы организовывали игры-эксперименты с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками, обогащали представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждали познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Например, «Лепим колобки», «Делаем фигурки»: дети экспериментируют с разными формочками и материалами — мокрым и рассыпчатым сне­гом, влажным и сухим песком.

«Цветной снег»: дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, «рисуя» узоры.

«Бумажный вихрь »: нарезанные ножницами кусочки цветной тонкой бумаги, дети сдувают ее помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом».