Этапы обучения счетной деятельности.

История становления методики обучения дошкольников счету.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

1. Балашов А.В. Добринский Г.К. Маркетинг в управлении фирмой. – Одесса. ОИНХ, 1992.

2. Гаркавенко С.С. Маркетинг.-К.:Лібра,1996.

3. Герасимчук В.Г. Маркетинг: теорія і практика. –К.:Вища школа, 1994.

4. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. –М. Экономика, 1993.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М. Прогресс,1992.

6. Котлер Ф. Управление маркетингом. – М. Экономика, 1980.

- алгоритм обучения порядковому счету.

4. Ознакомление с составом числа:

- из единиц;

- из 2-х меньших чисел.

5. Методические приемы ознакомления со смежными числами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибанова А.К. Щербакова Е.Н. и др. «Методика формирования элементарных математических представлений у детей» - К. 1987 г.

2. Данилова В.В. «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях» - М. 1987 г.

3. Леушина А.М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» - М. 1984 г.

4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М. 1984 г.

5. Тарунтаева Т.В. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М. 1980 г.

6. Столяр А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М. 1988 г.

7. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду» - М. «Академия», 1998 г.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Знать лекционный материал.

2. Изготовить наглядный материал для формирования количественных отношений.

3. Провести обследование детей.

Создание системы обучения счету в детском саду является заслугой А.М.Леушиной (Обучение счету в детском саду – М. 1953 г.).

А.М. Леушина разработала принципиально новый, теоретико-множественный подход в обучении детей счету. Исходным понятием в обучении дошкольников счету взято не число, а конкретное множество. Практические действия детей с множествами рассматриваются как начальные этапы счетной деятельности. Методическая концепция А.М. Леушиной заключается в следующем: от нерасчленен-ного восприятия множеств предметов, детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих, это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет собой дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше»). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком осваиваются последовательность и отношения между ними. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества, независимо от других признаков. На этой основе А.М. Леушина определила этапы обучения дошкольников счету:

I этап – ребенок учится дробить множество на элементы и составлять множество из элементов. Формируются понятия «много», «один» (ранний возраст).

II этап – ребенок овладевает поэлементным сравнением смежных множеств; учится устанавливать равенство множеств; усваивает понятия «больше», «меньше», «столько же сколько» (4-ый год жизни);

III этап – ознакомление детей с образованием числа на основе сравнения множеств; дети усваивают название чисел, их графическое изображение; понимание того, что в процессе счета, последнее число является результатом (5-ый год жизни).

IV этап – усвоение детьми состава числа из единиц, двух меньших чисел, понятий о смежных числах натурального ряда (старшая группа).

V этап – дети усваивают счет группами, парами; формируется понятие числа как отношения (подготовительная группа).

VI этап – дети усваивают значение десятичной системы (школа).

Разработанная А.М. Леушиной концепция по обучению счету, является основой для определения и решения задач, формирования навыков счета в разных возрастных группах детского сада.