Консультация для родителей "Роль книги в жизни дошкольника"

«Мама, почитай пожалуйста…» Выполнить просьбу малыша или настаивать на самостоятельном чтении? Специалисты утверждают: раннее обучение ребенка чтению – эксперимент очень рискованный.

Консультация для родителей: Роль книги в жизни дошкольника.

Ребенок дошкольник – слушатель или читатель.

«Мама, почитай пожалуйста…» Выполнить просьбу малыша или настаивать на самостоятоятельном чтении? Специалисты утверждают: раннее обучение ребенка чтению – эксперимент очень рискованный.

Еще Л.С. Выготский отмечал, дошкольник учится по программе взрослого в меру того, насколько он ее принимает, насколько она становится его собственной программой обучения. При раннем обучении чтению ребенок, как правило, не понимает, зачем ему это надо. У него пока нет мотивации, нет потребности в самостоятельном чтении. Он часто проситвзрослых почитать ему – и не только для того, чтобы узнать о чем эта книга, но чтобы поговорить со взрослым, в том числе и о прочитанном. Совместное чтение дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, мышление, кругозор, формирует интерес к книге, знакомит с нравственными ценностями. Такова особенность дошкольного возраста - процесс познания, как правило, происходит опосредованно, через взрослого.

Слишком рано обучившись технике чтения, малыш может привыкнуть к механическому чтению. Смысл прочитанного ускользает от ребенка по нескольким причинам: недостаточное речевое развитие и потому незнание значения слов; пока еще слабое интеллектуальное развитие и, как следствие, неспособность к обобщению, непонимание причинно-следственных связей. Далеко не все дети спрашивают взрослых, что означает непонятное слово. Поэтому рекомендую родителям, не дожидаясь вопроса ребенка, объяснять ему новые непонятные слова и речевые обороты. Только тогда прочитанные книги будут развивать речь ребенка и пополнять словарный запас. По мере постепенного усложнения читаемых текстов (от простых коротких сказок к рассказам и повестям) ребенок начинает более пристально следить за приключениями книжных героев. Теперь уже, если ему что-то непонятно в тексте, он начинает проявлять инициативу, спрашивать сам, иначе для него разрушается канва событий.

Когда нужно учить технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этомпочти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.

Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать.

И еще, в педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Интерес, желание читать проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения. Сделать процесс чтения более увлекательным совсем не сложно. Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей трактовкой прочитанного.

Десять «почему» детям необходимо читать книжки.

  1. Благодаря чтению развиваетсяречь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развиваетмышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулируеттворческое воображение. позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяеткругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенкупознать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детямпонять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствуетдуховному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги –помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придаютсилы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  10. Чтение – самоедоступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ.

БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ, КОГДА ОН ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛУШАТЕЛЕМ.